Опубликовано 25.01.2004 г.
Пассажирский самолет местных воздушных линий Як-40
МОДИФИКАЦИИ Пассажирские самолеты строились в различных вариантах, отличавшихся взлетной массой и нагрузкой. Кроме того, имеются следующие варианты:
Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант;
Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 3200 кг;
Як-40 `Калибровщик` - вариант для проверки работы наземных радиомаяков;
Як-40 `Аква`, `Лирос`, `Метео`, `Фобос` и `Шторм` - самолеты-метеолаборатории;
Як-40 РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний и проверки радиоэлектронного оборудования;
Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого двигателя М-602;
Як-40ТЛ-предлагаемый вариант с двигателями Текстрон Лайкоминг БР507-1М (2х31,1 кН, 2х3180 кгс) и авионикой фирмы Рокуэлл Коллинз;
Як-40`Административный` - вариант самолета на 11-14 мест.
РАЗМЕРЫ.
Размах крыла 25,0 м;
длина самолета 20,36 м;
высота самолета 6,5 м;
площадь крыла 70,0 м2;
удлинение крыла 8,9;
максимальный диаметр фюзеляжа 2,4 м;
объем пассажирской кабины 43 м3.
ЧИСЛО МЕСТ.
Экипаж 2 человека.
Пассажиров 24, 27 или 32 человек в зависимости от компоновки кресел на пассажирских вариантах самолета; 11, 16 или 20 человек в зависимости от компоновки кресел на административных вариантах самолета.
Разработана и выполняется по спецзаказам пассажирская кабина на 36 мест.
ДВИГАТЕЛИ. ТРДД Запорожского моторостроительного КБ `Прогресс` АИ-25 (3х14,7 кН, 3х1500 кгс).
МАССЫ И НАГРУЗКИ. (пассажирский Як-40 последнего года выпуска):
максимальная взлетная 16 100 кг;
пустого самолета 8580 кг;
максимальная посадочная 16 100 кг;
запас топлива 4430 кг;
коммерческая нагрузка:
- максимальная 2300 кг,
- с полной заправкой топливом 1900 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. (пассажирский Як-40 последнего года выпуска).
Крейсерская скорость 510 км/ч;
посадочная скорость 180 км/ч;
время набора высоты 6000 м - 16,1 мин;
практический потолок 8100 м;
длина разбега 715 м;
длина пробега:
- без реверса тяги среднего двигателя 750 м,
- с реверсом тяги 550 м;
потребная длина ВПП 1000...1250 м;
дальность полета:
- максимальная 1800 км,
- с максимальной коммерческой нагрузкой 1350 км.
ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает автопилот АП-40, курсовую систему ГМ.К-1Г, авиагоризонт АГБ-ЗК, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадную систему посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. В состав радиосвязного оборудования входят командные радиостанции `Перо-11` (Р-860-11) или радиостанции `Ландыш-5` и `Балкан-5`. Установлен метеолокатор `Гроза`. Экспортные самолеты отличаются по составу пилотажно-навигационного и бытового оборудования.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трех двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полет с одним из трех двигателей.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. По состоянию на 1992 г. эксплуатировался авиакомпаниями 16 стран мира.
СТОИМОСТЬ. Цена переоборудованного Як-40ТЛ должна составить 4-5 млн. долл., поставки возможны в течение полутора лет после поступления заявки от заказчика.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Як-40 - первый в России и в мире реактивный самолет МВЛ и первый пассажирский самолет ОКБ им. Яковлева. Он стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в развитых капиталистических странах. Его разработка началась в 1965 г., новый самолет должен был заменить устаревшие винтовые Ли-2 (лицензионный вариант американского Douglas DC-3), Ил-12 и Ил-14; первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 21 октября 1966 г., серийное производство было налажено на Саратовском авиационном заводе и продолжалось с 1968 по 1981 г.
Всего построено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран (Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Замбия, Италия, Камбоджа, Куба, Лаос, Мальгашская Республика, Польша, Сирия, Чехословакия, ФРГ, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия). В ноябре 2000 года камчатское авиапредприятие продало 1 самолет Як-40 в Гондурас.
Проектируя Як-40, ОКБ заложило в его конструкцию избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов. Як-40 был максимально простой машиной, рассчитанной на наземный и летный персонал средней квалификации (за прочность его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива - истребителем керосина).
|