Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
`ЯМАЛ`
Опубликовано 25.01.2004 г.

Многоцелевой самолет-амфибия `Ямал`


Модификации. Предусмотрены варианты ледового разведчика, пассажирского, грузопассажирского и санитарного самолетов.


РАЗМЕРЫ. Размах крыла 21, 40 м; длина самолета 17, 47 м; высота самолета 5, 90 м; площадь крыла 51, 9 м2; объем пассажирского салона 23, 4 м3.border=0 vspace=5 hspace=5 align=`right`>


ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 2 чел., пассажиров 18 чел.


ДВИГАТЕЛИ. ТВД-1500А Рыбинского КБМ (2Х956 кВт, 2Х1300 л. с.). Фирма Пратт-Уитни Канада предложила для установки на опытных `Ямалах` двигатели семейства 1-Т6.


МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 9200; пустого снаряженного 4500; максимальная коммерческая нагрузка 2000.


ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная крейсерская скорость 450 км/ч; минимальная рабочая высота полета (для ледовой разведки и т. д.) 100 м; максимальная рабочая высота полета 3600 м; длина разбора при максимальной взлетной массе: с воды 230 м, с грунта 225 м; дальность полета: с максимальной коммерческой нагрузкой 1100 км, с коммерческой нагрузкой 500 кг-2800 км; глубина водоема, с которого возможна эксплуатация, 1, 2 м.


Конструктивные особенности. `Ямал` спроектирован для работ в условиях низких температур (до -60?С). Конструкция планера, размещение двигателей и винта, компоновка оборудования подчинены главной цели - обеспечению доступа к агрегатам самолета и двигателей `изнутри` фюзеляжа, что позволяет проводить межполетное обслуживание самолета без укрытий. Применена оригинальная двухдвигательная турбовальная силовая установка, размещенная за крылом на палубе лодки, с приводом на шестилопастный толкающий винт, установленный на хвостовом Т-образном оперении. Такое расположение воздушного винта, а также воздухозаборников, размещенных сверху фюзеляжа, защищает двигатели и воздушный винт от водяных струй, срывающихся со `скул` амфибии и подкрыльевых поплавков, и от кусков льда. Шасси трехопорное с хвостовым колесом, обеспечивает движение, самолета по мягкому грунту с прочностью 0, 44 МПа (4, 5 кгс/см2).


ОБОРУДОВАНИЕ. Оборудование. На ледовом разведчике предполагается установка единого радиотехнического комплекса `Ямал` (массой 97 кг), включающего ТВ, ИК, фотоаппаратуру и средства передачи информации о подстилающей поверхности в реальном времени на судно или землю на дальности до 120 км по широкополосной радиолинии.


СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии разработки.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Дополнительные сведения. Амфибия создается образованным в 1990 г. консорциумом, в состав которого входит ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Самолет проектируется для автономной эксплуатации и предназначен для использования на местных авиалиниях в районах Крайнего Севера России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Может применяться в любой малоориентирной местности, например в Океании, бассейне реки Амазонки, Австралии.
Разработка ведется с 1989 г. с учетом требований российских норм летной годности и норм РАК. К концу 1992 г. завершен эскизный проект самолета, начато рабочее проектирование. Натурный макет самолета демонстрировался на выставке Мосаэрошоу-92. Первая опытная амфибия `Ямал` должна была подняться в воздух в конце 1996 г. До 1997 г. планировалось выпустить 20 самолетов. Предполагается, что потребуются сотни таких амфибий. Стоимость программы разработки `Ямала` с постройкой опытной партии достигает 40 млн. долл.


РАЗРАБОТЧИК. Консорциум АВИАСПЕЦТРАНС. 

Самолеты-Амфибии Предприятия отрасли