Опубликовано 25.01.2004 г.
ГАЗОТУРБИННЫЙ ГРУЗОВОЙ И ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ ТУ-156
Ту 156 - грузопассажирская модификация среднемагистрального самолета Ту-154М, на котором установлены три двигателя НК-89, и в качестве топлива возможно использование сжиженного природного газа (СПГ) или традиционного авиакеросина.
Такой подход обусловлен тем, что пока нет развитой инфраструктуры для сжижения газа и обеспечения заправок самолетов. По мере ее создания и развития Ту-156 будет переходить на использование только СПГ. Главный конструктор самолета Ту-156 В. Андреев сообщил также, что самолет можно будет легко конвертировать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот: `Все будет определяться конкретными потребностями заказчика`.
В октябре 1998 года АО `Газпром` просил самолетостроителей создать пассажирский самолет Ту-156, в то время как всеми постановлениями правительства и предыдущими решениями планировалось создание грузопассажирского варианта. Перекомпоновка самолета включает в себя переработку конструкторской документации, связанную с переносом в другое место бака для сжиженного природного газа, установленного по первоначальному проекту (частично) в грузовом (пассажирском) отсеке фюзеляжа. Сейчас создается конвертируемый вариант, рассчитанный на перевозку до 104 пассажиров или 14 т груза.
РАЗМЕРЫ.
Длина самолета 47,925 м;
Размах крыла 37,55 м;
Высота самолета 11,4 м;
Длина фюзеляжа 42,33 м;
Диаметр фюзеляжа 3,8 м;
Длина грузового отделения 18,3 м;
Размер грузовой двери 2,5х1,62 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Сейчас создается конвертируемый вариант Ту-156, рассчитанный на перевозку до 104 пассажиров или 14 т груза.
ДВИГАТЕЛИ. Ту-156 оснащен 3 двигателями НК-89 взлетной тягой по 10.500 кг.
Двигатели создаются Самарским НТК `Двигатели НК` на базе штатного двигателя НК-8-2у.
Удельный расход топлива (СПГ) на высоте 11000 м и скорости М=0,8 составляет 0,74 кг/кг-ч.
Расход топлива: на газе 400 гр/т-км, на керосине - 438,8 гр/т-км.
МАССЫ И НАГРУЗКИ.
Взлетная масса 100000 кг;
Масса пустого снаряженного самолета 58600 кг;
Масса топлива:
- сжиженный природный газ (метан) 16800 кг;
- керосин 10200 кг;
Масса максимальной полезной (коммерческой) нагрузки 14000 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
Скорость полета 850 км/ч;
Эксплуатационная дальность полета с полной коммерческой нагрузкой 2600 км;
Необходимая длина ВПП (на уровне моря при 30?С, 730 мм рт. ст.) 2500 м.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Ту-156 переделывается из серийного Ту-154М. Конструкция крыла остается практически без изменений, а в конструкции фюзеляжа требуется выполнить много доработок, связанных с хранением криогенного топлива. Основной особенностью конструкции Ту-156 является наличие двух криогенных топливных баков - основной (задний), емкостью 13 т размещен в хвостовой части отсека, передний, на 3,8 т, размешен под полом. Основной бак для криогенного топлива диаметром 3100 мм и длиной 5400 мм выполнен из алюминиевого сплава АМГ6 и покрыт слоем пенополиуретановой изоляции толщиной 50 мм. Система дренажа осуществляет сброс паров только в аварийной и в нештатной ситуациях. В основном баке выделен расходный отсек. В процессе выработки топлива он заполняется топливом из основного отсека струйными насосами. Подача топлива производится по отдельной магистрали для каждого двигателя с помощью электроприводных центробежных насосов производительностью 20 куб. м в час, создающих перепад давления 0,17 МПа.
Заправка самолета ведется методом передавливания СПГ из емкости заправщика за счет создания в нем избыточного давления. Регулирование параметров заправки - полуавтоматическое. В заправочной магистрали устанавливается фильтр с номинальной тонкостью очистки в 5 мкм. Заправка СПГ осуществляется с двух бортов самолета от двух топливозаправщиков и занимает не более 30 минут.
На самолете используются с целью накопления опыта 2 основные системы работы двигателей - на керосине и на СПГ. Переключение с одной системы питания на другую занимает 5 сек.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
Как сообщалось в начале февраля 1999 года, РАО `Газпром` заказало один самолет Ту-156 на 104 пассажирских места для воздушных перевозок работников, работающих вахтовым методом.
Тогда же велись переговоры с `Газпромом` и `Лентрансгаэ` о проработке вариантов эксплуатации самолета Ту-156 на криогенном топливе и создания необходимой инфраструктуры сжижения газа. По Ту-156 проводится переработка конструкторской документации по новым требованиям Газпрома с планируемой ее завершением в конце 1999 года. Ранее `Газпром` требовал грузопассажирский самолет, сейчас речь идет только о пассажирской машине.
|