Опубликовано 25.01.2004 г.
IP-телефония - это общий термин, обозначающий передачу голоса и факса, а также связанные с этим сервисы, частично или полностью через пакетные сети на основе протокола IP (Internet Protocol - протокол межсетевого взаимодействия).
Термин IP-телефония эквивалентен термину VoIP (Voice over IP). Internet-телефония - более узкое понятие, когда в роли транспортной среды выступает сеть Internet.
IP-сети обладают целым рядом особенностей, которые значительно расширяют услуги телефонии:
IP-сети устраняют физические границы, связанные с телефонией и ее особенностями. При сохранении всего спектра традиционных телефонных услуг появляются существенно новые возможности, характерные для сетевых сервисов ЛВС.
IP-сети не зависят от транспортной среды, которую пользователи выбирают самостоятельно в зависимости от ее местонахождения и стоимости. IP можно передавать по ATM, Ethernet, Frame Relay, ISDN и даже по аналоговым линиям. Важнейшим вопросом является правильный выбор подключения, основанный на требованиях используемых приложений к полосе пропускания.
IP-сети основаны на ряде универсальных глобальных стандартов. Благодаря этим стандартам стало возможным сопряжение оборудования различных фирм-изготовителей. В результате конкуренция производителей и провайдеров сетевых служб привела к снижению цен и расширению спектра услуг для конечного пользователя.
Высокая надежность связи обусловленная высоким уровнем надежности и качества передачи информации по сетям LAN/WAN.
Решения IP-телефонии существенно меньше, чем УАТС, зависят от физических ограничений оборудования - нет жесткого ограничения на количество одновременных соединений. Можно относительно легко нарастить систему до нескольких тысяч абонентов, устанавливая дополнительные телефоны и порты коммутаторов локальных сетей.
Основные понятия
Любая система IP-телефонии собрана из основных элементов как из кубиков конструктора. Существуют четыре сорта таких элементов, которые взаимодействуют между собой вполне определенным образом. Разработанная компанией Cisco Systems технология соединения этих кубиков в единое целое носит название архитектуры систем с интеграцией голоса, видео и данных (Cisco AVVID - Architecture for Voice, Video and Integrated Data)
Самую нижнюю ступень занимает аппаратура, с которой непосредственно взаимодействует человек. Интеллектуальные клиентские места с поддержкой протокола IP, в том числе цифровые IP телефоны Cisco, персональные компьютеры со специализированным програмным обеспечением для решения различных бизнес-задач, программные эмуляторы телефонов (например, Cisco IP SoftPhone), видеоклиенты и так далее. Они преобразуют голосовую, ауди и видео информацию в цифровую форму и наоборот, преобразуют цифровой сигнал в вид, удобный для человеческого восприятия.
Следующий слой занимают устройства, формирующие интеллектуальную сетевую инфраструктуру на базе протокола IP, Этот слой включает маршрутизаторы , коммутаторы , шлюзы и другое сетевое оборудование . IP инфраструктура является основой для дальнейшего внедрения пользовательских приложений и должна обеспечивать поддержку таких жизненно важных для сети сервисов, как безопасность, сетевое управление и механизмов гарантии качества сервиса (QoS, - Quality of Service).
Следующие два слоя как раз и делают IP-телефонию услугой для обычного человека, которому не обязательно знать как устроена вся эта техника.
Слой обработки вызовов образуют служебные серверные приложения, в том числе серверы Cisco CallManager, обеспечивающие управление корпоративной системой IP телефонии, корпоративная система директорий, видео серверы и т. д.
И, наконец, самый важный для клиента слой, слой приложений, состоит из современных пользовательских приложений, возникшие благодаря развитию интегрированных систем с поддержкой голоса, видео и данных, - например, систем унифицированной обработки сообщений (Unified Messaging) или интеллектуальные центры обработки вызовов. Внедрение подобных приложений позволяет обеспечить дополнительные возможности для пользователей или абонентов корпоративной телекоммуникационной сети, повысить удобство и эффективность использования системы.
Для создания комплексного и завершенного решения для IP-телефонии кроме IP-инфраструктуры потребуется три типа компонентов. Имеются в виду настольные телефоны, ПО менеджера телефонных вызовов CallManager и необязательный компонент - шлюз IP/ТФОП
Что такое IP- телефон?
Основным клиентским устройством в системах IP-телефонии является настольный IP-телефон, который существует в виде двух разных устройств: IP Ethernet-телефон, подключаемый прямо к порту коммутатора и телефонная трубка/телефон-наушники, подключаемая непосредственно к персональному компьютеру. IP Ethernet-телефон - это новое устройство, которое похоже на обычный телефон, подключаемый к УАТС, но, в отличие от него, подсоединяется к Ethernet-порту коммутатора. IP-телефон обеспечивает качество звука, сравнимое с обычным телефоном, а также имеет программируемый ускоренный набор номера и другие расширенные функции. Он может работать, как обычное IP-устройство, и иметь собственный IP-адрес. Поскольку IP-телефон полностью совместим со стандартом H.323, с его помощью можно связаться с любым другим H.323-совместимым устройством или ПО, например с Microsoft NetMeeting. Ниже приведены некоторые типичные характеристики IP-телефона:
|