Опубликовано 25.01.2004 г.
Повсеместная модернизация телекоммуникационных линий докатилась до самых отдаленных уголков нашей необъятной Родины. Местные акционерные общества `Электросвязь`, ответственные за обеспечение связи индивидуальных абонентов и корпоративных пользователей, на различных выставках, семинарах и презентациях докладывают об успешном выполнении своих грандиозных проектов. Еще более заманчивыми выглядят ближайшие перспективы освоения самых передовых технологий связи. Однако за всем этим скрывается не такая уж радужная картина, которая открывается простому россиянину, живущему где-нибудь вблизи Урюпинска.
Почему же так разительно отличается ситуация в области связи, изображенная на страницах ведомственных и специализированных журналов, от того, как ее видит рядовой потребитель услуг связи? Конечно, причины этого лежат на поверхности и их понимает любой специалист, работающий в этой области. Во-первых, во-вторых и в-третьих это - устаревшее оборудование. Это - устаревшее линейное оборудование телефонных сетей, стоимость которого, между прочим, составляет примерно треть всего оборудования зональной телефонной сети. Это - устаревшее оборудование самих телефонных узлов и телефонных станций. Это - устаревшая система управления самой телефонной сетью. Но если первые две причины худо-бедно устраняются и этому посвящены многочисленные выступления руководителей Электросвязи, то прогресс в последней сфере мало заметен, да и мало интересен этот вопрос широкой публике. Между тем именно от того как управляется сеть, от того какова технологическая сеть для управления зональной связью, во многом зависит качество связи и уровень предоставляемых услуг. Создание современной технологической сети в настоящее время стало актуальной задачей практически для любого ОАО `Электросвязь`.
Но как модернизировать такие технологические сети, если они не дают немедленной коммерческой отдачи? Короче говоря, где взять деньги на модернизацию системы управления? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к совершенно другим системам связи, которые, впрочем, тоже являются технологическими.
В нашей стране и странах СНГ уже сегодня помимо линий традиционных операторов связи имеется значительное число линий ведомственной связи, одни из которых частично требуют модернизации, а другие - весьма существенной перестройки. Россия в наследство от Советского Союза получила 11 ведомств, чьи сети связи охватывают значительную часть территории нашей страны. Эти ведомства получили право на создание собственных сетей связи еще в советское время. Протяженность таких ведомственных сетей связи более чем в два раза превышает протяженность сетей общего пользования [IMBN, http://www.imbs.com/oldsite/news/08.10.htm]. Модернизация систем связи, обусловленная объективными производственными нуждами, - весьма дорогое удовольствие даже для таких гигантов как Газпром или МПС. Строительство региональных и полномасштабная модернизация ведомственных сетей связи возможна лишь при централизованной финансовой поддержке, которая в настоящее время весьма ограничена.
Тем не менее, существует два пути быстрого и с экономической точки зрения эффективного развития информационной инфраструктуры ведомства. Первый путь состоит в объединении сетей различных ведомств и больших компаний в одну, которая развивается и эксплуатируется на средства партнеров-учредителей. Это так называемые сети совместного использования. Например, вдоль Транссиба тянутся линии связи газовщиков, нефтянников, железнодорожников, энергетиков и т.д., которые во многом дублируют друг друга. С технической точки зрения рациональным было бы объединение этих информационных транспортных магистралей в одну, что значительно снижает расходы по эксплуатации и модернизации для каждой компании в отдельности. Не смотря на сопутствующие этому решению организационные и юридические трудности, уже сегодня имеется положительный пример подобного взаимодействия - сеть `Электра`, услугами которой пользуются самые различные организации. Второй путь - построение ведомственной системы связи таким образом, чтобы имелась возможность использовать часть мощности сети для передачи коммерческого трафика. В результате создается ведомственная сеть, в рамках которой предоставляются платные услуги. Такую сеть мы будем называть сетью `двойного назначения`, поскольку при проектировании и строительстве или модернизации такой сети изначально предполагается использование части ее мощности не только для производственных нужд, но и для передачи трафика общедоступной коммерческой сети. Подобный подход к корпоративной сети позволяет компании решить финансовые вопросы построения своей собственной информационной инфраструктуры. Именно этот путь выбрали практически все компании, которые являются обладателями обширных сетей связи [Е. Евдокименко, А. Тутов, Е. Подольный, Сети, ?1, 2000].
Уже сейчас многие владельцы технологических линий связи оказывают коммерческие услуги. Например, РАО `ЕЭС России` 12-15% от своих общих ресурсов связи предоставляет в коммерческих целях. Следует отметить, что ведомственная связь обладает достаточно высоким технологическим уровнем и может быть использована для самых разнообразных целей и потребителей. В качестве примера можно привести положительный опыт проведения дистанционной диагностики больных с помощью спутниковой системы связи компании `Угольтелеком`. В настоящее время большинство компаний оказывают коммерческие услуги предоставляя выделенные линии для сторонних операторов связи. Однако такое решение далеко не оптимально. Во-первых, это резко ограничивает возможности резервирования линии связи в случае ее неисправности. Между тем, в распоряжении компании имеются возможности организовать дублирование связи по независимым каналам, которые она могла бы предоставлять как дополнительную услугу. Например тот же `Газпром` обладает весьма разнообразной структурой систем связи ( 51% кабельная сеть, 46% радиорелейная сеть и 3% спутниковая сеть). Во-вторых, предоставление выделенных линий ведет к крайне неоднородной загрузке сети. В то время как выделенные линии для коммерческого использования оказываются забитыми трафиком, линии, предназначенные для передачи технологической информации и внутрикорпоративной информации, загружены слабо. Это определяется необходимостью иметь достаточный запас пропускной способности корпоративной сети для преодоления нештатных ситуаций (аварии, стихийные бедствия, ввод новых объектов и т.д.). Такие нештатные ситуации встречаются сравнительно редко и большая часть пропускной способности оказывается нереализованной. Становится заманчивой задача частичного использования такого большого резерва во время технологических пауз. Поэтому деятельность компаний, являющихся технологическими операторами связи производственных корпораций не должна ограничиваться только предоставлением выделенных линий. Это соответствует тенденции сегодняшнего рынка телекоммуникаций - стремление операторов связи предоставлять услуги не только канального, но и сетевого уровня.
|