Первые 10 тысяч километров пробега появились на одометре российского электробуса большого класса "НефАЗ-52992" (Нефтекамский автозавод, входящий в группу ОАО "КамАЗ"). Электробус используется в парке корпоративного транспорта Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК), крупнейшего предприятия ядерного топливного цикла, входящего в корпорацию "ТВЭЛ". С мая этого года электробус проезжает ежедневно до 90 км, доставляя сотрудников от площади Калинина, крупнейшего транспортного узла города, до заводской территории. При этом, совершая семь рейсов за день, заряжается электробус один раз в двое суток.
Разработанный для топливной корпорации Росатома "ТВЭЛ" специалистами компаний НИИКЭУ (НИИ Комбинированных энергоустановок) и ОАО "НефАЗ" по заказу ООО "Лиотех", он стал первым электрическим автобусом российского производства с пробегом на одной зарядке свыше 250 км и получившим сертификат безопасности транспортного средства (28 августа 2012).
Электробус, рассчитанный на перевозку 110 человек, создан на базе полунизкопольного автобуса "НефАЗ-52992". Он оснащен трехфазным асинхронным двигателем мощностью 150 кВт и литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареей (LiFePO4) энергоемкостью 313,6 кВтч, три секции которой размещены на крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса. Внешняя зарядная станция мощностью до 500 кВт позволяет полностью заряжать аккумулятор электробуса за 30 минут. Процесс полной зарядки электробуса бортовым зарядным устройством мощностью 48 кВт занимает 8 часов (так называемая "ночная зарядка").
Как отмечает директор инжиниринговой компании НИИКЭУ Сергей Иванов, в электробусе НефАЗ реализована еще одна инновация: система телеметрии, передающая на удаленный компьютер сервисной службы информацию о состоянии основных агрегатов и аккумуляторной батареи (напряжении, температуры в ячейках, токов заряда и других параметров).
Опытная зимняя эксплуатация электробуса подтвердила правильность инженерных решений НИИКЭУ, доказав способность аккумуляторной батареи не терять своих эксплуатационных свойств и характеристик в условиях жестких сибирских морозов.
Эксплуатации электробуса обходится предприятию значительно дешевле, чем автобуса: полная зарядка накопителя при действующих тарифах на электроэнергию не превышает 600 руб., в то время как заправка автобуса моторным топливом обошлось бы в четыре раза дороже.
О компании: НИИКЭУ (НИИ Комбинированных энергоустановок) - инжиниринговая компания, специализирующаяся на разработке, создании и исследовании электрических и гибридных тягово-транспортных средств, накопительных устройств и управляющих систем для транспортных средств с электроприводом. Имеет успешный опыт разработки и создания более 20 видов транспортных средств с электроприводом.
НИИКЭУ известна участникам рынка своими интеграционными решениями для корпоративного и городского транспорта. Электробус НЕФАЗ-52992 (разработанный для топливной компании Росатома "ТВЭЛ") стал первым электро-автобусом российского производства с пробегом на одной зарядке свыше 200 км и получившим сертификат безопасности транспортного средства.
Дмитрий Медведев, участвуя в IV Международном форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2011, стал первым водителем электробуса большого класса "Тролза 52501", созданного на базе низкопольного троллейбуса "Мегаполис" при участии инжиниринговой компании НИИКЭУ. В октябре 2011 года этот же электробус был презентован мэру Москвы Сергею Собянину.
Электробусы и микроавтобусы, разработанные компанией НИИКЭУ, в российских регионах не первый год перевозят пассажиров в качестве городского и корпоративного транспорта. Грузовые электромобили обслуживают производство. Ежедневный пробег этих электромобилей составляет около 100 км.
Разработки НИИКЭУ отмечены Министерством образования и науки России, Федеральным агентством по науке и инновациям, Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, государственной корпорацией "Ростехнологии" (Госкорпорация Ростех), Петербургским международным автотранспортным форумом (ПМАФ), многими государственными и частными компаниями отрасли.