О профессии аналитика, успешной карьере в стабильной компании и системах электронного документооборота в интервью с начальником отдела интеллектуального анализа данных, главным системным аналитиком, Консорциума «Кодекс» Анной Михайловой.
Анна, сколько лет вы работаете в Компании? С чего началась ваша карьера?
Именно в Кодексе я работаю почти семь лет. Это не первое моё место работы, но здесь я тружусь дольше всего. Начинала со специалиста по внедрению, затем руководила службой поддержки, потом была бизнес и системным аналитиком на различных проектах и продуктах, сейчас руковожу направлением Machine Learning в Консорциуме. Так или иначе, все эти должности связаны с ролью аналитика.
Зачем нужен аналитик?
Люблю шутку о том, что аналитики – переводчики с русского на программистский и наоборот, она очень хорошо определяет суть. Не буду сейчас вдаваться в подробности, какие вообще бывают аналитики, тема достаточно обширная, обязанности тоже отличаются от команды к команде. Но если говорить о разработке ПО в общем, то аналитики сопровождают весь процесс создания решения: от пресейла (предпроектного обследования), до передачи результата пользователям. Если руководитель проекта больше следит за сроками и рамками проекта, то аналитик – за тем, чтобы итоговый результат действительно принес пользу и снял какие-то «боли» заказчика или целевой аудитории. Без аналитика команда разработки зачастую делает просто «не то», попадает в тупики с противоречивой информацией, натыкается на фразы вроде «Я думал, что это очевидно, а вы не сделали!». Это сильно сказывается на качестве продукта и сроках его реализации.
Можете назвать три самых главных качества, необходимых для успеха в вашей профессии?
Все говорят про аналитический склад ума. Пожалуй, очевидно, что он требуется аналитику… Если только три, то добавлю еще рациональный скептицизм и навыки общения и повествования. Большинство задач связано с изучением и описанием того, как есть, как должно быть. Ко всей информации стоит присматриваться, уточнять ее, проверять на полноту и достоверность, да и просто грамотно и внятно доносить свои мысли.
Вообще, главное – любить то, чем занимаешься, всё остальное можно в себе усовершенствовать.
Посещаете ли вы профессиональные мероприятия (конференции, форумы и т.д) какие из них можете выделить?
Конечно, посещаю, в Санкт-Петербурге и Москве проходит множество мероприятий для Аналитиков, например, самые популярные (на мой взгляд) регулярные конференции:
· Точка сборки
· ITsubbotnik
· Analyst Days
· SECR
· DataStart
Также многие компании проводят тематические митапы (встречи единомышленников для обсуждения тех или иных вопросов в неформальной обстановке), как правило, даже бесплатные, но с предварительной регистрацией. Анонсы таких мероприятий можно найти в сообществах аналитиков.
Еще в этом году снова собираемся посетить Летний аналитический фестиваль (ЛАФ, lafest.ru). Традиционно он проводится на природе, в течение двух дней эксперты системного анализа, бизнес-анализа, работы с требованиями и управлению продуктами делятся своими знаниями, наработками и опытом. Первый день проходит в формате классической конференции, второй – общение в свободном формате: круглые столы на свежем воздухе, обсуждения, развлечения, культурный отдых. Надеюсь, его не перенесут!
Какие главные задачи ставят пользователи при внедрении СЭД?
Хорошо, если заказчик знает, чего он хочет получить от внедрения СЭД. За годы практики есть разные случаи. Кто-то это делает просто потому что «у всех есть», кто-то представляет это просто как хранилище данных, но есть те, кто действительно понимают, какой эффект может предоставить СЭД при реорганизации процессов.
Если мы, например, говорим про гос. сектор, то чаще всего требуется сначала организовать учет служебной корреспонденции и обращений граждан. Затем идет ускорение передачи и согласования документов за счет использования электронного вида. И в итоге приводит к улучшению качества принимаемых решений и улучшению имиджа госорганов, так как позволяет больше времени на то, чтобы разобраться с ситуацией и контролировать сроки предоставления ответов и услуг.
Если же подробно останавливаться на решениях для бизнеса, то можно было бы сказать, что использование СЭД дает конкурентное преимущество. Точнее, те компании, которые не используют электронный документооборот, добровольно отстают от своих конкурентов. Задача СЭД в этом случае – не только создать единое информационное пространство для всей компании или холдинга, но и стать инструментом контроля договорных обязательств, работы сотрудников. Никаких потерянных документов, запоздалых ответов, трудностей оформления внутренних заявок и приказов. В итоге получаем сэкономленные время и деньги.
Расскажите, пожалуйста, про безопасность бизнеса при внедрении и использовании СЭД?
Хороший вопрос! Для начала необходимо учесть, что за утечку информации любой оператор СЭД отвечает в соответствии с законодательством РФ. Так что оператор не меньше вашего, а то и больше заинтересован в отсутствии каких-либо утечек данных. При желании систему можно очень тонко настроить, получив инструмент, который обеспечит все процессы. Первичная настройка, коррективы, связанные с персоналом, политикой безопасности, личными пожеланиями пользователей, запуском новых маршрутов движения документов…
Подтверждение действий пользователей может выполняться в двух режимах: по сертификату квалифицированной электронной подписи и по логину-паролю. Утечка данных с сервера системы исключена: учетные пользовательские пароли хранятся в зашифрованном виде, закрытые ключи сертификатов хранятся у самих пользователей. Поэтому если пользователь сам не передаст данные, утечка информации исключена.
Важно понимать, что СЭД может быть расположен не только «в облаке», но и на ресурсах заказчика, в этом случае можно вообще организовать полностью закрытый контур, и доступ к системе можно будет осуществить только с определенных устройств. Примером является Единая система электронного документооборота и делопроизводства ИОГВ Санкт-Петербурга (ЕСЭДД): доступ к ней осуществляется только если есть подключение к закрытой сети ЕМТС.
Такой вариант достаточно затратный (нужны сервера, организация сети, различные согласования), и не подходит всем организациям, поэтому при разработке СЭД активно используются средства криптографической защиты информации, чтобы даже при публичном размещении системы доступ к ней был ограничен.
Применение электронной подписи является неотъемлемым требованием при организации защищенного и юридически значимого документооборота как внутри организации, так и при взаимодействии с контрагентами. Широкие функциональные возможности позволяют использовать как усиленную квалифицированную, так и простую электронную подпись.
Кроме того в СЭД обязательно разграничиваются права на выполнение тех или иных действий.
Анна, можете ли вы посоветовать, где можно узнать более подробную информацию о СЭД?
Совсем недавно мы подготовили видео-курс, который подробно знакомит с темой СЭД. Первые видео из курса уже опубликованы на нашем сайте http://kodeksdoc.ru/category/video/