Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ГОРДОСТЬ ФИННА

Термин `скандинавский дизайн` знаком каждому, кто хоть немного интересуется дизайном. Заметное место в скандинавском дизайне занимает дизайн финский. Marimekko - прекрасный пример того, как Финляндия после Второй мировой войны громко заявила о себе на весь мир именно в области дизайна.

В этом году Хельсинки выпала честь быть столицей мирового дизайна, и это лишний раз доказывает, насколько важен финский опыт в развитии дизайнерской отрасли. Важен в том числе и для осознания того, что дизайн является не только частью культуры и искусства, но и частью экономики.

- Выставка `Marimekko. Дизайн. Финляндия` проходит в рамках программы международных проектов нашего музея, - рассказала директор музея Инесе Барановска. - В Ригу она прибыла благодаря Музею дизайна в Хельсинки, Институту Финляндии в Таллине и посольству Финляндии в Латвии. Но самое главное, что министерство культуры и образования Финляндии создало новую специальную программу `Экспорт культуры`, и этот пример очень поучителен для Латвии. Там на государственном уровне признается, что культура, которая как будто не приносит стране денег, на деле самый перспективный и долгосрочный экспорт. Особенно для таких маленьких стран, как страны побережья Балтийского моря.

Финляндия - молодая страна, начавшая развитие в XX веке и пережившая две войны. Там немало замечательных дизайнерских брендов, к примеру, стекла и фарфора. Но бренд Marimekko, под которым выпускаются декоративный текстиль, одежда и повседневная утварь, особенный. Он был создан в 1951 году, когда после войны финансовая и экономическая ситуация в стране была очень сложная. Вопреки этому бизнес, причем женский, оказался очень успешным. Лицом бренда долгое время была его создательница, художница и менеджер Арми Ратиа. Сама она дизайном в Marimekko не занималась, но у нее было видение, как это нужно делать. Она приглашала к сотрудничеству художников с ярко выраженной креативной жилкой. Сначала это были местные художники, затем привлекались художники из Японии, Италии... Им давалась полная свобода творчества, и как раз раскрепощенный подход к дизайну, рискованные проекты принесли Marimekko мировую известность.

Когда в Бостоне во времена президента Кеннеди проходила выставка финского дизайна, супруга президента Жаклин Кеннеди приобрела сразу девять платьев Marimekko и везде стала в них появляться. Она учла упреки, которые раздавались во время президентской кампании ее мужа, что не пристало первой леди США одеваться слишком дорого. Одно из платьев Marimekko из коллекции Жаклин Кеннеди представлено в Риге.

Узнаваемости бренда в мире содействовало и участие Marimekko в триеннале дизайна в Милане. Не раз глянцевые журналы Life и Vogue печатали фотосессии с изделиями Marimekko. как правило, на фоне финских пейзажей, и тем самым вызывали интерес к Финляндии.

Как сказала на открытии выставки культурный атташе финского посольства Петра Сариас, Marimekko - в сознании каждого финна с самого детства.

Вещи этого бренда в Финляндии есть у каждого, будь это гардины, кухонные полотенца и варежки-хваталки, фартуки, халаты, платья, рубашки, пиджаки, сумочки-косметички, посуда, банки для сыпучих продуктов...

Они недешевые, но для финнов являются предметом национальной гордости. Им важно осознавать, что эти изделия сделаны в Европе, из европейских материалов. К примеру, все хлопчатобумажные ткани - это не Китай и не Индия. Они из Португалии и очень высокого качества. Печать на ткани не теряет яркости даже при многократной стирке в очень горячей воде. Это старая фабричная технология, которая сродни ручной работе. Вкупе с дизайном, который вне времени, Marimekko - это вещи не на год или два. Они служат десятилетия. До сих пор не снят с производства дизайн 60-х годов - он не теряет своей актуальности. А сейчас и вовсе отвечает мировым модным тенденциям. Хотя, как утверждает куратор выставки с финской стороны Харри Кивилинна, Marimekko - это образец антимоды. Она настолько проста и лаконична, что не надоедает.

В 1978 году фабрика Marimekko передала свою коллекцию и архивные документы Музею дизайна в Хельсинки. Сейчас в ней более 4 тысяч предметов. Выставка в Риге через экспонаты (вещи, которые сошли с производства) и документальный фильм показывает историю бренда от 50- 60-х годов до нашего времени.

В Финляндии есть фирменные магазины Marimekko, эти вещи продаются в аэропорту Хельсинки. Есть люди, которые собирают частные коллекции Marimekko - ищут образцы этого бренда в секонд-хэндах и винтажных магазинах. В Риге бренд представлен в магазине скандинавского дизайна In Re (Hotel Radisson Blu Latvia) и универмаге Stockmann (бумажные салфетки и прочие товары для дома), но не так широко.

- На примере этой выставки я бы рекомендовала нашим дизайнерам и малым производствам не бояться рисковать, а жителям Латвии - носить и использовать в быту вещи латвийского дизайна. И не бояться ярких красок, - подытожила Инесе Барановска. - - Это стереотип, что балтийский стиль отличает сдержанность. Посмотрите в этнографии: чем дальше на север, тем ярче народные костюмы. Яркими деталями в одежде человек компенсирует отсутствие ярких красок в природе большую часть года.

Сделать как у Marimekko

К выставке `Дизайн. Финляндия` Музей декоративного искусства и дизайна приурочил ряд мероприятий.

14 ноября с 15.00 до 18.00 и 17 ноября с 12.00 до 15.00 - мастерская печати на ткани `Открой дизайн текстиля вместе с Marimekko` для посетителей любого возраста. Плата за участие - 2 Ls. Предварительная запись по тел. 67222235 или э-почте: Kristine.Sica@lnmm.lv .

1 и 15 декабря с 12.00 до 16.00 - день для всей семьи `Подготовимся к Рождеству в стиле Marimekko`.

5 декабря в 17.00 - `Marimekko - феномен финского дизайна` из цикла `Беседы в музе`. Встреча с директором музея, искусствоведом Инесе Барановской, художниками по текстилю Роландом Крутовым и Барбарой Абеле, а также главным редактором журнала Deko Агнесе Клейн. Плата за участие - входной билет на выставку.

19 декабря в 12.00 - мастерская по пошиву игрушек для мамочек, в том числе только ожидающих ребенка. Плата за участие - 2 Ls. Предварительная запись по тел. 67222235 или э-почте: Kristine.Sica@lnmm.lv .

Во все дни выставки (до 6 января) - организованные экскурсии для школьников по программе `Час в музее` и творческая мастерская по печати на ткани (для групп от 5 человек). Предварительная запись по тел. 67222235.

Производства легкой промышленности Источник: www.chas-daily.com