Эти предложения всемирная экологическая организация озвучила в Дохе (Катар) в ходе 18-й Конференции ООН по изменению климата. Смогут ли страны договориться о продлении действия Киотского протокола? Готовы ли они принять обязательства по дальнейшему снижению выбросов парниковых газов ради сохранения климата? Будет ли в этом процессе участвовать Россия?
Основные вопросы на повестке конференции - это продление Киотского протокола, срок действия которого заканчивается в текущем году, и принятие нового, более эффективного глобального соглашения по климату, которое придет ему на смену.
Как и на прошлых климатических саммитах, Гринпис убежден, что развитые страны должны помочь развивающимся, которые первыми пострадают от последствий глобальных климатических изменений. Развитые страны должны утвердить финансирование климатического фонда (Green Climate Fund), который был создан для поддержки внедрения зеленых технологий в развивающихся странах. В 2013 году его объем должен составить как минимум 20 млрд долларов в год, к 2020 году - 100 млрд долларов в год.
Также каждая страна-участник должна принять обязательства по сокращению выбросов в таком объеме, чтобы к 2050 году они уменьшились в среднем в среднем на 80 % (по сравнению с уровнем 1990 года), а пик выбросов был пройден уже в 2015 году. Эти меры будут способны удержать потепление климата в рамках 2˚С.
Гринпис признает, что Киотский протокол далек от совершенства. Главная его проблема в том, что конкретные обязательства приняли только развитые страны, притом, что развивающиеся страны (в первую очередь, Китай и другие азиатские государства), уже превосходят их по масштабам выбросов. Но на сегодня Киотский протокол - это единственное реально действующее соглашение по климату и его важнейшая задача - обеспечить переходный период к тому времени, когда страны смогут согласовать более эффективный документ.
Россия, которую в Дохе представляет советник президента по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий, ратифицировала Киотский протокол в 2004 году с условием не превышать уровня вредных выбросов 1990 года. В последний год лидеры Владимир Путин и Дмитрий Медведев выражали сомнения в полезности данного документа для страны. Специалисты Гринпис убеждены, что участие в международном соглашении по климату может дать нашей стране мощный стимул для развития новых технологий и повышения эффективности экономики.
Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров считает необоснованным мнение о том, что ограничение выбросов парниковых газов могут как-то препятствовать росту экономики: `Если наша страна поставит цель к 2020 году сократить выбросы углекислого газа на 40%, то это даст мощный стимул той самой модернизации, о которой так любят говорить. Российский бизнес сможет привлекать средства за счет торговли квотами на выбросы в рамках совместных проектов (в этом случае мы получаем инвестиции в обмен на внедрение зеленых технологий). Это наш шанс наконец слезть с `нефтяной иглы`, получить стимул для развития альтернативной энергетики и повышения эффективности топливного комплекса. Что бы ни говорили чиновники, Киотский протокол выгоден бизнесу. До конца 2012 года его механизмы обеспечат российским компаниям инвестиции в объеме около 1 млрд долларов. И это происходит фактически вопреки позиции государства. Средства были вложены в основном в повышение эффективности энергетики. В частности, в утилизацию попутного нефтяного газа, который чаще всего просто сжигается`.
В докладе Энергетическая революция, выпущенном Гринпис России в 2009 году, описаны конкретные механизмы, с помощью которых страна может снизить количество вредных выбросов вдвое к 2030 году. С точки зрения авторов доклада, необходимо повысить энергоэффективность зданий, улучшить изоляции теплосетей, прекратить сжигание попутного нефтяного газа, развить системы общественного транспорта и вторичной переработки отходов, оптимизировать систему лесного хозяйства.
Если международное сообщество не сможет договориться о мерах по сохранению климата, Земля к концу века потеплеет в среднем на 4˚С. Это приведет к затоплению многих прибрежных городов, периодам засухи и аномальной жары, нехватке питьевой воды и продовольствия в отдельных регионах. Об угрозах, которые несет изменение климата, в своих недавних докладах предупреждали Международное Энергетическое Агентство, Всемирный Банк, ООН.
`Изменение климата - это наша реальность, в которой мир живет уже сегодня. И природные катастрофы, случающиеся все чаще, - часть этой реальности, - говорит Рут Дэвис, эксперт по политике Гринпис Интернэшнл. - Вспомните ураганы в США, недавние наводнения в Индии, Китае, на Филиппинах. Вопрос о новом климатическом соглашении - это уже не только вопрос экологии и экономики, это вопрос безопасности`.
|