Центр культурной коммуникации находится под крылом муниципалитета и располагается в центре Клайпеды, рядом с Театральной площадью. Два этажа отданы под выставочные залы, есть также четыре мастерские для художников, где проходят мастер-классы, а посетители могут стать свидетелями того, как рождается искусство. Можно сравнить это пространство с Rigas Makslas telpa, но сравнение будет не в нашу пользу. Да и международные проекты у нас устраиваются крайне редко. Латышское искусство варится в своем соку. Здесь же взят курс на кооперацию и проекты в глобальном контексте. И это правильно - ведь чтобы по достоинству оценить вклад своей страны в тот или иной жанр, нужно быть в курсе, что в этой области происходит в мире.
В минувшую пятницу в центре открылись две выставки: на первом этаже - выставка современного стекла Vitrum Balticum, на втором - выставка современного текстиля En Face. И в той и в другой участвуют художники из Латвии. Стекольное искусство (авторские техники) представляют Винета Гроза, Барбала Гулбе, Илзе Дудина, Дайнис Гудовскис, Марта Гибиете, Инита Эмане и Ивета Бренце, текстильное - Байба Ритере и Ивета Веценане.
Остановлюсь подробнее на выставке текстиля En Face, которая, в отличие от Vitrum Balticum, устраивается в Клайпеде впервые. В Литве Мекка текстильного искусства - это Вильнюс и Каунас, где находятся текстильные факультеты одного и того же вуза, представляющие разные направления. В Каунасе каждые два года устраивается международное биеннале текстильного искусства, одно из самых известных в Европе. Клайпеда оказалась в стороне - до нее лучшие творения художников по текстилю не добирались. Это упущение решил устранить директор клайпедского Центра культурной коммуникации Игнас Казакявичюс.
- Название выставки En Face отражает наше желание показать лицо современного текстиля. Что знают об этом искусстве люди? Батика, гобелен, печать на ткани - вот, пожалуй, и все, что может вспомнить обыватель. Но художники давно осваивают и придумывают новые техники, хотя остается и приверженность традициям. Мы отобрали работы 10 художников из трех балтийских стран, чтобы на их примере показать тенденции текстильного искусства Литвы, Эстонии и Латвии.
Литовские мастера склонны к экспериментам. Им нравится имитировать структуру текстиля, используя другие материалы: бумагу, проволоку, бисер. Еще одна тенденция - это работа на ассоциациях, имитация семантики текстиля: его мягкости и теплоты.
Моника Жалтаускайте-Грашене работает в жаккардовой компьютерной технике. Ее работы - это большие ширмы с изображением только что родившегося младенца. Издалека кажется, что это фотографии на полотне, и только вплотную приблизившись к объектам, видишь, как изображение рассыпается на тканые `пиксели`. Оно соткано на производстве, а задачей художницы было адаптировать фотографию к компьютерной программе.
Другая литовская художница использует в своем творчестве машинную вышивку. Она вышивает слова и фразы, причем буквально стенографируя их: услышанное - в творчество, здесь и сейчас.
Оптический текстиль (с вышивкой оптических узоров), текстиль как часть мультимедийного проекта (на полотне - вышитый брошенный помидор, разлетающийся на части, на мониторе рядом - видеозапись, как бросают помидоры), текстиль с фотопринтом, документальный текстиль по фотографии - все это многообразие техник представляют литовские художники.
Латвия на выставке представлена как страна, чтящая традиции в искусстве. Два гобелена Байбы Ритере и три - Иветы Веценане сотканы руками самих художниц на домашних ткацких станках в традиционной технике из традиционных материалов - шерсти и льна. Но если Ритере ткет по фотографиям (как правило, пейзажи) и считает себя ремесленником в искусстве, то Веценане сама придумывает художественные образы, рисует эскизы, красит шерсть и укладывает нити утка, как ей подсказывает чутье художника. Она считает себя новатором. Если не в ткачестве, то в колористике. `Колористический романтизм` - так охарактеризовал ее манеру Казакявичюс. Работа Иветы Веценане `Изобилие`, который сама художница называет еще фонтаном позитивных эмоций, - совсем новая и выставляется впервые.
Эстонцы тяготеют к дизайну, направлению art & craft. На выставке эта тенденция представлена вышивкой на досках. Имитацию забора бабушкиного садика положили на полу в центре зала. Белый цветочный орнамент из нитей не сразу бросается в глаза на светлом дереве, но наклоняешься ближе - и увиденное завораживает. По всем доскам разбегаются вышитые цветы.
Криста Лееси создала компьютерный принт для обоев с очень необычным орнаментом. Издали кажется, что это черные черепа на белом фоне. Приближаешься и видишь, что `череп` образуют изображения известных эстонских брендов: старый Томас - флюгер на Ратуше, ласточка - национальная птица, белочка - логотип Эстонской партии реформ, трубач - символ водки Viru Valge и др.
Сигне Киви декорирует старые ковры и ковровые дорожки. Сознательно выбирает самые потертые, украшает их стразами, рисует поверх готовых свои узоры красками. На одном изобразила свой портрет, ко второму в качестве бахромы пришила свои срезанные волосы. Спорное искусство, вторичное, совершенно не утилитарное, чем-то даже отталкивающее, но и оно имеет право на существование.
|