Законодатели ЕС заблокировали сделку по приобретению узбекского текстиля. Причиной отказа стал факт использования принудительного детского труда во время сбора урожая хлопка. Комитет Европарламента по иностранным делам единодушно проголосовал против того, чтобы включить узбекский текстиль в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) - документ, сформировавший основу торгового сотрудничества между ЕС и Узбекистаном, начиная с 1999 года. Сделка снизила бы тарифы на импорт узбекского хлопка, который на сегодняшний день составляет одну четвертую часть экспорта Узбекистана. Узбекистан является пятым крупнейшим в мире производителем хлопка и третьим крупнейшим экспортером. Прежде, чем включить узбекский текстиль в СПС, комитет хочет, чтобы международные организации убедились в том, что во время сбора урожая хлопка в Узбекистане не используется труд детей. Также комитет поддержал вопрос о внесении изменений в соглашение, предусматривающих то, что вопрос о включении в СПС `должен решаться голосованием в парламенте после того, как международные организации, и в частности Международная Организация Труда (МОТ) получат возможность провести тщательный и беспрепятственный мониторинг`. Автор этой идеи французский парламентарий Николь Кииль-Нильсен сказала радио `Свобода`, что она была довольна результатом. `Европейский Союз не может допустить такой практики, и этот вопрос вполне ясен, я довольна результатом`, - сказала она после голосования, состоявшегося 4 октября.
В поисках путей ликвидации практики Также ЕС требует, чтобы МОТ подтвердила, что в этом направлении были реализованы конкретные реформы, были получены результаты `и практика использования принудительного труда и детского труда искореняется на национальном и местном уровне`. Правительство Узбекистана уже давно опровергало факт использования принудительного труда, утверждая, что сбор хлопка - это семейная деятельность. Чтобы успокоить Запад, Ташкент подписал конвенции МОТ по детскому труду и минимальном трудовом возрасте. Тем не менее, международные организации продолжают выражать обеспокоенность по практике использования детского труда, а Ташкент запрещает независимым международным наблюдателям приезжать в страну во время сезона урожая. По имеющимся данным, от 200 тыс. до 2 млн. детей в возрасте от 9 до 15 лет работают на хлопковых полях с сентября по декабрь. Узбекское государство контролирует хлопковую промышленность страны, а школы вынуждены отправлять детей на хлопковые поля в качестве дешевой рабочей силы. `Дети не работают в небольших семейных предприятиях`, - говорит Кииль-Нельсен. `На самом деле это организованный, принудительный труд. Они привозят детей на хлопковые поля и они живут там в ужасных условиях`.
Права и реальная политика Решение Европейского Парламента по ограничению торговли с этой центрально-азиатской республикой коренным образом отличается от недавнего решения американских конгрессменов по снятию санкций против Узбекистана, что позволит Вашингтону сотрудничать с узбекским правительством в военном плане. Санкции были введены в 2004 году ввиду многочисленных нарушений прав человека. Однако администрация Обамы стремится к тесному сотрудничеству с Ташкентом ввиду запланированного вывода своих войск из Афганистана, а также из-за ухудшающихся отношений с Исламабадом. Недавно США рассмотрели вопрос о возможном маршруте поставок через Узбекистан, который мог бы заменить южно-пакистанский коридор в качестве основного канала для транзита войск. Вопрос о снятии санкций, по всей видимости, будет включен в законопроект о зарубежной деятельности, голосование по которому состоится в конце этого года.
|