Как сообщает журнал `Умное производство`, 5 сентября 2010 года в рамках Тверского инновационного форума `Умное производство - 2010` в УПДК `Завидово` (Конаковский район, Тверская область) планируется круглый стол на тему `Возможности и перспективы создания в России машиностроительного кластера железнодорожного вагоностроения и поездов для высокоскоростных железнодорожных магистралей`. 30 июля был запущен еще один маршрут скоростного движения в России. `Сапсан` начал ходить по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород. Развитие скоростного железнодорожного сообщения создает совершенно иную ситуацию в стране, когда из Твери до Санкт-Петербурга можно доехать за 3 часа, а до центра Москвы за 40 минут, меняется само понятие провинции. Это очень актуально для России с ее гигантскими расстояниями. Как высказался главный редактор журнала `Умное производство` Геннадий Климов: `Пуск `Сапсанов` создал в России совершенно иную геополитическую ситуацию. Как-то разом сократились расстояния, что позволяет уже развиваться стране не как `рыхлому образованию`, а как европейской цивилизации с мобильным населением и умной экономикой. Последствия этого еще не осознаны, но они глобальны для российского государства. Пуск `Сапсана` выявил много проблем. Начало сообщения показало, что все же надо строить новые специальные высокоскоростные дороги с необходимыми системами безопасности. Тогда поезд мог бы двигаться со скоростью 350 км/ч, а не 200, как сегодня. К тому же `Сапсаны` - импортного производства, в отличие от `Невского экспресса`, который производился российскими предприятиями. Хотя понятно, что это разные типы подвижного состава. `Невский экспресс` - это обычный поезд с локомотивом и тягой, то есть состоит из вагонов и электровозов. Электровозы, которые возили и возят `Невский экспресс`, были выпущены много лет назад еще в Чешской Республике. Они устарели, их очень мало. Соответственно, ресурс данных электровозов, чтобы они могли с такими скоростями возить поезда, подходит к своему завершению. `Сапсан` - это поезд нового поколения, который, по сути дела, больше напоминает всем известные электропоезда, электрички. Здесь самое главное - плавность хода. Тем не менее, президент ОАО `Российские железные дороги` Владимир Якунин совершил мужественный личный подвиг. Он взял на себя колоссальную ответственность, когда настоял на пуске `Сапсанов` по действующим магистралям. Это поступок действительно мужественного человека и выдающегося инженера. Последнее время никто ничего подобного в стране не делал. Но теперь мы должны поставить задачу выпускать такие поезда в России`. То, что о перспективах создания в России машиностроительного кластера железнодорожного вагоностроения и поездов для высокоскоростных железнодорожных магистралей заговорили в рамках подготовки Тверского инновационного форума `Умное производство - 2010` не случайно. На территории тверского региона размещены многочисленные предприятий, выпускающие продукцию для железных дорог: от железнодорожных подвижных составов до комплектующих, которые объединяются в настоящий кластер. Среди таких предприятий: - ОАО `Тверской вагоностроительный завод` - выпуск пассажирских вагонов; - `Торжокский вагоностроительный завод` - электропоезда, ж/д сцепки, вагоны, спецвагоны, в т.ч. вагоны электропоезда; - ОАО `Ритм` ТПТА - производство тормозной аппаратуры для железнодорожного транспорта; - ОАО `Центросвармаш` - сварные металлоконструкции; - ОАО `Кузнечно-прессовое производство` - производство поковок и штамповок; - ЗАО `Вагонкомплект` - запасные части к железнодорожным вагонам.
Кроме того, на территории Тверской области активно налажена кооперация предприятий, которые обеспечивают производство и поставку сопутствующих товаров, используемых при сборке и обслуживании подвижного состава: - ООО `Лихославльский завод `Светотехника` - светильники; - ЗАО `Хиус` - стеклохолст; - ОАО `Редкинский опытный завод` - стеклоткань; - ОАО `Тверьстеклопластик` - стеклопластиковые изделия; - ОАО `Савеловский машиностроительный завод` - крепежные изделия, станки навивки пружин, механообработка деталей; - Максатихинский леспромхоз - пиломатериалы; - ОАО `Пожтехника` - огнетушители; - ВНИИ вагоностроения - изделия из полиамида.
В Твери есть и научные организации, занимающиеся изучением различных направлений развития ж/д транспорта: - Научная организация `Тверской институт вагоностроения` (г. Тверь) занимается исследованием новых материалов для железнодорожного транспорта, исследованием динамики и прочности подвижного состава, разработкой и внедрением специализированного оборудования и систем жизнеобеспечения железнодорожных вагонов. - `Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения` (г. Тверь) изучает вопросы локомотивостроения, вагоностроения и железнодорожного транспорта.
Недавно созданы новые предприятия, которые участвуют в кооперации: - СКФ (производство подшипников для железнодорожного транспорта); - ООО `Транскон` (кондиционеры).
Таким образом, круглый стол в рамках Тверского инновационного форума `Умное производство - 2010` в УПДК `Завидово` может стать началом создания нового российского консорциума по производству высокоскоростных составов, потребность в которых в России огромна и будет увеличиваться с каждым годом.
|