Предприятия машиностроения и металлургии не случайно входят в один сегмент смежных отраслей отечественной экономики. Являясь естественными союзниками, металлурги и машиностроители выступают одними из крупнейших потребителей продукции друг друга. Впрочем, объединяет их не только общий вектор развития, но и общие проблемные вопросы, которые необходимо решать сообща, особенно в условиях кризиса. Об этом - в интервью заместителя Председателя Союза машиностроителей России В. Гутенёва.
- Владимир Владимирович, как отразился кризис на развитии отечественного машиностроения?
- В результате мирового экономического кризиса машиностроительные предприятия оказались сложном положении. Так, по данным Росстата, в январе-сентябре 2009 г. динамика производства машин и оборудования составила 68,3% к аналогичному периоду прошлого года, а транспортных средств - 58,4%. При этом убыточных предприятий в отрасли стало в 2 раза больше, чем в 2008 г. Резкое падение спроса на машиностроительную продукцию напрямую сказалось на объемах производства металлургических предприятий.
Меры, предпринятые правительством, в определенной степени позволили сгладить негативные последствия кризиса, но полностью устранить их пока не удалось. Более того, кризис еще острее обозначил стратегические вызовы, которые стоят и перед металлургами, и перед машиностроителями.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются оба сектора, является высокая изношенность оборудования - на большинстве предприятий износ основных фондов превышает 60-70%. Значительная их часть создавалась еще в советское время, а следовательно, устарела не только физически, но и морально.
Действия высшего руководства государства в отношении технологического обновления в промышленности носят комплексный характер. Вопросы инновационного развития машиностроения, например, были в центре внимания на встрече Председателя Правительства РФ В. Путина с руководством Союза машиностроителей России 9 сентября 2009 г. Отметив, что Союз является крупнейшим отраслевым объединением страны, глава правительства подчеркнул: `В реализации нашей политики в отрасли мы не в последнюю очередь рассчитываем на помощь вашей организации - Союза машиностроителей России`. Премьер-министр РФ поставил перед нашим Союзом масштабные задачи по повышению конкурентоспособности российской промышленности, продвижению продукции отечественных предприятий на внешние рынки, расширению межгосударственной производственной кооперации, трансферту технологий.
- Не могли бы вы более подробно остановиться на этом направлении деятельности, о котором наверняка будет интересно узнать участникам проходящей в эти дни в столице Международной промышленной выставки `Металл-Экспо`2009`.
- Вопрос поддержки отечественных производителей как внутри страны, так и на внешних рынках необходимо решать сообща и машиностроителям, и металлургам. Не секрет, что даже в тех случаях, когда отечественные предприятия производят вполне конкурентоспособную продукцию и готовы поставлять ее на экспорт, нередко создаются искусственные препоны с целью не пустить российские компании на рынки тех или иных стран. Один из путей решения этой проблемы - широкое развитие международных контактов, достижение взаимовыгодных договоренностей с нашими иностранными коллегами. Этому будет способствовать заключенное между Союзом машиностроителей России и Министерством иностранных дел России Соглашение о сотрудничестве. Главная цель нашего взаимодействия заключается в создании благоприятных условий для развития торгово-экономических и научно-технических отношений нашей страны с иностранными государствами. СоюзМаш России и МИД России стремятся в полной мере использовать возможности сторон для содействия в привлечении иностранных инвестиций в отечественный машиностроительный комплекс и увеличении объема экспорта машиностроительной продукции. Кроме того, соглашение поможет российским промышленным компаниям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, защите за рубежом интересов российских экспортеров и импортеров машиностроительной продукции.
Реализация этого соглашения также обеспечит в рамках международного обмена доступ российских компаний к передовым технологиям, технологическому трансферту. СоюзМаш в рамках развития международных связей заключает прямые двусторонние договоры с зарубежными объединениями машиностроителей. Тесное взаимодействие установлено с Союзом немецких машиностроителей (VDMA), Ассоциацией машиностроительных технологий Чехии, Федерацией национальных ассоциаций машиностроительной промышленности и смежных отраслей Италии, Ассоциацией машиностроения и металлообработки Латвии и рядом других организаций. Сегодня представители нашей организации активно работают в составе российско-зарубежных деловых Советов Торгово-промышленной палаты, и объемы этой деятельности динамично расширяются.
- Какие направления взаимодействия между машиностроителями и металлургами, по вашему мнению, также следует развивать?
- В расширении взаимодействия российских металлургических и машиностроительных предприятий СоюзМаш России выступает единым консолидирующим органом, отстаивающим интересы всех промышленных предприятий, в том числе и металлургических. И это хорошо понимают металлурги, голосуя за цели и задачи Организации вступлением в нее. Достаточно сказать, что в состав Союза входят такие крупные компании отрасли, как Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод), РусСпецСталь, Внешнеэкономическое объединение `Тяжпромэкспорт`, Ступинская металлургическая компания и другие.
А проблем, требующих безотлагательного решения, действительно немало. Вряд ли можно считать нормальной ситуацию, когда бóльшая часть `российских` иномарок собирается из готовых конструктивных элементов, то есть из металла, произведенного и ввезенного из-за рубежа. Это один из примеров того, как за счет поддержки производства с глубокой степенью локализации можно придать импульс развитию не только машиностроения, но и металлургии.
|