Эдуард Степанцов, вице-президент ОМК, рассказал журналу `Металлоснабжение и сбыт` на площадке Металл-Экспо о том, как складывался нынешний год для компании и на какие проекты компания ориентируется в перспективе.
-- Эдуард Владимирович, расскажите, как ваша компания заканчивает год, и чем он был примечателен для вас?
-- Год ознаменовался для нас крупными поставками продукции по ряду знаковых проектов. Этих побед мы добились благодаря своевременно произведенным инвестициям в производство. Это в первую очередь проект Nord Stream, для первой нитки которого мы сейчас отгружаем последние тонны труб. Мы рассчитываем поставлять трубы и для второй нитки, перспективы строительство которой приобрели вполне конкретные очертания после недавних положительных решений, принятых Швецией, Финляндией и Данией. В этом году нами закончены поставки труб по проекту `Средняя Азия-Китай`. Причем каждая из этих партий труб - это совершенно новая продукция для российской металлургии, с уникальными характеристики жесткости и устойчивости к воздействиям внешней среды. Это стало возможным исключительно благодаря тем инвестициям, которые были нами осуществлены.
-- Какие инвестиции оказались наиболее своевременными?
- В первую очередь, в строительство литейно-прокатного комплекса, который мы запустили в прошлом году. Это дало нам возможность приступить к освоению, прежде всего, тех марок стали, которые нужны как нашим трубникам, так и другим отраслям , например, автомобилестроению, ж/д машиностроению, и т.д. Сам по себе этот комплекс является уникальным предприятием, мини-миллом, с новыми технологиями, малым количеством персонала. Аналогов ему в России нет.
-- Можете привести конкретный пример какого-то принципиально нового вида продукции, который вы смогли освоить за последнее время?
-- Можно говорить, что мы освоили на ЧМЗ новое производство рессор, ввели новую линию покраски. Кстати говоря, в этом году наша компания получила аттестацию в компании Volvo. В настоящее время ведутся переговоры о возможных поставках наших рессор на производства, которые Volvo планирует здесь построить.
-- Каковы основные приоритеты компании в нынешней непростой экономической ситуации?
-- Мы всегда считали и считаем, что любой покупатель, любой партнер для нас очень важен. Мы никогда не нарушали своих обязательств, даже когда нам самим было тяжело. И сейчас мы остаемся верными этим принципам. ОМК активно работает с дилерами: в этом году мы провели две конференции в Турции с нашими партнерами . Для нас это очень важно, потому что дилеры -- это наши проводники в сбытовой сети, мы уделяем им огромное внимание и получаем хорошие результаты. Подобный имидж нашей компании уже приводит к положительным результатам. Ради его поддержания даже во время кризиса, который привел к резкому изменению цен, мы не отказались ни от одного контракта, даже, иногда, выполняя некоторые из них себе в убыток.
-- Вашей компании уже удалось выйти на докризисные объемы производства?
-- В сегменте ТБД мы не то, что не почувствовали кризиса, но даже значительно превысили докризисные показатели. За 10 месяцев этого года мы произвели 785 тыс. тонн ТБД, что на 21% больше чем за аналогичный период 2008 года. Хотя у нас тоже, как и у остального рынка, есть потери в объемах производства. Но наши `нишевые` эксклюзивные продукты, которые мы делаем благодаря своевременно проведенной модернизации, помогли нам `вытянуть` в этом году компанию в целом. Например, мы осваиваем новые виды колес для российских ж/д, разрабатываем новые детали для трубопроводов на заводе `Трубодеталь`. То есть мы постоянно движемся ко все более и более сложным и уникальным в своем роде изделиям, которые во время кризиса нам помогают работать устойчиво.
-- Восстановились ли рынки сбыта?
-- Рынок потребления по многим трубам упал. Вряд ли упала потребность в этих трубах - скорее, налицо был первоначальный шоковый эффект от кризиса. Мы рассчитываем, что в следующем году при хорошей цене на нефть и газ ситуация с потреблением нашей продукции улучшится. Кризис помог нам лучше понять рынки сбыта. Например, мы не всегда могли до конца понять механизм ценообразовании у металлургов. Были определенные проблемы с покупкой листа: его или не было, или цены не соответствовали реалиям конечного потребителя. Сейчас же все приходит в соответствие. Нам очень кстати помогает литейно-прокатный комплекс, потому что именно на данном этапе самообеспечение сырьем очень важно.
-- Ваша компания в чем больше заинтересована: в получении господдержки себе лично или в ее предоставлении вашим потребителям?
-- Второе, конечно. Помощь основным потребителям дала бы нам большее понимание спроса и востребованности той или иной продукции. Главное, чтобы нам вовремя платили за отгружаемую продукцию.
-- Вы упомянули намерение стать поставщиком продукции и для второй нитки Nord Stream. А какое распределение долей среди трубных компаний-претендентов, по-вашему, было бы справедливым?
-- По первой нитке Nord Stream распределение было 25% на 75% в пользу немецких производителей. Самое справедливое, конечно, чтобы по второй нитке было все с точностью наоборот, или 50 на 50. Хотя здесь определяющую роль играет экономика и определенные вопросы безопасности для заказчика. Мы всегда стараемся смотреть на подобные ситуации глазами заказчика. И в этом смысле для выбора нашей компании в качестве поставщика мы бы отметили опыт поставок ОМК, опыт работы с инспекциями, отработанную систему логистики, качество продукта, сроки исполнения заказов. И Nord Stream это все понимает, но при этом, еще и смотрит за ценами. Мы надеемся, что в итоге заказчик примет справедливое решение.
-- А каковы ваши возможности по участию в данном проекте?
-- Тут многое будет зависеть от того, какие реальные потребности нам сформируют `Газпром` и нефтяные компании. Пока этого нет, мы не можем однозначно называть какие-то цифры, и до конца срока тендера еще будем вносить какие-то коррективы в свою заявку, потому что нам очень важно поддерживать своих потребителей, отечественных в первую очередь. С учетом этих факторов и будем выбирать, в каком объеме ОМК будет участвовать в проекте Nord Stream.
|