На прошедшем в Набережных Челнах годовом Общем собрании акционеров ОАО `КАМАЗ` были подведены итоги деятельности компании за 2008 г.
Глобальный экономический кризис, потрясший весь мир во второй половине 2008 г., не обошёл стороной и Россию. В результате год, обещавший быть вполне благополучным, стал началом серьёзнейших испытаний для всех субъектов отечественной экономики. Наиболее ощутимо это было заметно у производителей инвестиционных товаров, к числу которых относятся и грузовые автомобили тяжёлого класса. Максимальное снижение спроса наблюдалось на рынке тяжёлой строительной автотехники, что напрямую связано с замедлением темпов строительства. Кризис банковской ликвидности негативно отразился в первую очередь на этом секторе экономики.
За 9 месяцев 2008 г. рынок российской грузовой техники вырос на 25,7% к аналогичному периоду 2007 г. и составил 105 тыс. грузовиков (с учётом импортных автомобилей). При этом в четвертом квартале 2008 г. продажи составили всего 21 тыс. единиц, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2007 г. В целом в 2008 г. рынок грузовой техники общей массой от 14 до 40 тонн составил 126 тыс. единиц, что на 1,2% меньше, чем в 2007 г.
Консолидированная выручка ГО `КАМАЗ` в 2008 г. выросла на 2% и составила 116 млрд. руб. против 113 млрд. руб. в 2007 г. Несмотря на резкое снижение объёмов продаж в IV квартале 2008 г. и значительные убытки от курсовой разницы, возникших в результате девальвации рубля, компании удалось закончить 2008 г. с чистой прибылью в размере 2,8 млрд. руб.
В течение трёх кварталов `КАМАЗ` не уступал средним темпам роста отечественного грузового автомобилестроения в своём классе техники, а в некоторых сегментах заметно опережал. Всего было выпущено и реализовано 47850 грузовых автомобилей - почти на 10% больше чем за аналогичный период 2007 г., в том числе на российском рынке 32135 автомобилей (+16,3%). Бизнес-план компании перевыполнялся по всем без исключения показателям. В итоге в 2008 г. `КАМАЗ` продал 47,5 тыс. грузовиков, что на 9,8% меньше, чем в 2007 г. Тем не менее, доля компании на рынке составила 28%, `КАМАЗ` остался лидером на рынке грузовой техники в России и в целом продолжал развитие на зарубежных рынках сбыта. `КАМАЗ` сохраняет лидирующие позиции во всех продуктовых сегментах российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 (от 38% до 50%), кроме магистральных тягачей.
Продажи на экспорт в 2008 г. составили 24% от общего объёма реализации грузовиков - 11,3 тыс. единиц. Поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществлялась в 42 страны мира. `КАМАЗ` сохранил своё рыночное превосходство в Азербайджане, Туркменистане, Украине и Казахстане. Значительно возросло по сравнению с 2007 г. количество автомобилей, поставляемых на рынок Азербайджана - 2,6 раза, Туркменистана - почти в 3 раза. Значительная доля продаж автомобилей КАМАЗ в дальнее зарубежье приходится на страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, КНДР), Африки (Ангола, Алжир, Габон) и Ближнего Востока (Иран, Бахрейн, ОАЭ). Кроме традиционных экспортных рынков, наиболее перспективными рынками с точки зрения продаж продукции `КАМАЗа` являются Куба, Ангола, ЮАР, Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия. Также сохраняется интерес к рынкам стран Центрально-Восточной Европы (Сербия, Польша, Болгария и др.). В настоящее время многие страны в этих регионах уже являются действующими либо потенциальными рынками сбыта автомобилей КАМАЗ.
С 2005 г. ОАО `Лизинговая компания `КАМАЗ` входит в первую двадцатку крупнейших лизинговых компаний России. Рейтинговое агентство `Эксперт РА` второй год подряд (2007-2008 г.г.) присваивает компании высокий рейтинг качества систем риск-менеджмента `A.rm` и высший рейтинг надёжности - `А`. ОАО `Лизинговая компания `КАМАЗ` признана Рейтинговым агентством `Эксперт РА` Самой надёжной компанией 2008 года. В целом по стране ОАО `Лизинговая компания `КАМАЗ` имеет 12 филиалов в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Екатеринбург, Кемерово, Сыктывкар, Сургут, Воронеж, Ростов-на-Дону, Курск.
Наличие разветвлённой сети авторизованного сервиса представляет собой важнейшее конкурентное преимущество ОАО `КАМАЗ`. Сервисное обслуживание автотехники КАМАЗ в России и за рубежом осуществляют на начало 2009 г. более 270 центров и их филиалов. Внедрён стандарт `О дилерских центрах ОАО `КАМАЗ`, определяющий требования, предъявляемые к дилерам ОАО `КАМАЗ`. Сертификация сервисных центров в соответствии со стандартом ОАО `КАМАЗ`, позволяет оптимизировать количественный и качественный состав субъектов дилерской сети.
Тем не менее, с точки зрения технического развития в 2008 г. `КАМАЗ` сделал значительный шаг вперед. В соответствии с требованиями технических регламентов, действующих в Российской Федерации, компания с января 2008 г. начала переход на выпуск автомобилей, отвечающих требованиям экологических стандартов `Евро-3`. И сегодня продвигаются те инвестиционные направления, без которых `КАМАЗ` рискует потерять конкурентоспособность. К их числу относятся проекты создания производства четырёх- и шестицилиндровых двигателей рабочим объёмом от 4,0 до 7,0 литров фирмы Cummins, производства широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач ZF для грузовых автомобилей и семейства грузовых автомобилей нового поколения, в частности - нового семейства кабин, мостов и 12-литровых двигателей `Евро-5`. Речь идёт также и о создании перспективного семейства полноприводных многофункциональных автомобилей. Все четыре проекта находятся в стадии активной реализации. По состоянию на конец 2008 г. общая сумма инвестиций, произведённых ОАО `КАМАЗ` за счёт собственных средств в указанные проекты, составила 5 млрд. руб.
Важно отметить, что в декабре 2008 г. немецкий концерн `Даймлер АГ` приобрёл 10% уставного капитала ОАО `КАМАЗ`, что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. Для `КАМАЗа` - это доступ к новейшим технологиям, для `Даймлера` - возможность активного продвижения на российском рынке, который был и остаётся одним из крупнейших в Европе.
|