Предприятия самарской двигателестроительной группы находятся под угрозой банкротства и остановки производства во 2 квартале 2009 г.
* К моменту передачи ОАО `ОПК `ОБОРОНПРОМ` со стороны Российской Федерации государственных пакетов акций ОАО `Моторостроитель`, ОАО `СНТК им. Н.Д. Кузнецова` и ОАО `Самарское конструкторское бюро машиностроения` (`СКБМ`) в феврале 2009 г. все предприятия фактически являлись банкротами: было открыто сводное исполнительное производство, наложен арест на имущество и расчетные счета. * По состоянию на февраль 2009 г. совокупный объем кредиторской задолженности по самарскому комплексу превышает 7 млрд. руб. при реальном годовом объеме продаж на уровне 3,5 млрд. руб. За 2008 год рост кредиторской задолженности СНТК составил около 300 млн. руб, `Моторостроителя` - около 1 млрд. руб. * Общая численность сотрудников - более 11 тыс. человек. Выработка на одного работающего в разы ниже, чем на других двигателестроительных предприятиях страны и в десятки раз уступает показателям аналогичных предприятий за рубежом. * Складывается критическая ситуация с выполнением государственных заказов в связи с позицией поставщиков ЖКУ (`Самараэнерго`, `Самарарегионгаз` и др.), которые блокируют подачу электричества и газа в цеха за неоплату их услуг. С 28 января 2009 г. на СНТК введен ограниченный режим потребления электроэнергии.
Причины кризисных явлений
Сложившаяся кризисная ситуация в значительной степени обусловлена тем, что начиная с 1991 г. государством не было размещено ни одного заказа на серийное производство двигателей для стратегической авиации. Все 18 лет указанные предприятия делили между собой скудный рынок ремонта и сопровождения выпущенных в советское время двигателей, что неизбежно привело к дублированию значительного количества функций, острой конкуренции друг с другом, а в результате - экономическому и репутационному ущербу всему самарскому двигателестроительному комплексу. При этом, бесперебойная и качественная работа самарских предприятий крайне важна для поддержания боеспособности стратегической авиации (монополист по разработке, производству и ремонту двигателей соответствующих типов) и обеспечения пилотируемых космических программ (монополист по производству двигателей для ракетоносителей `Союз`).
Что было сделано для предотвращения банкротства?
Несмотря на то, что государственные пакеты акций `Оборонпром` получил только в конце февраля 2009 года, на протяжении всего 2008 г. Корпорация активно участвовала в реализации мер по предотвращению банкротства предприятий комплекса:
* были получены государственные субсидии на ОАО `СНТК им. Н.Д. Кузнецова` в размере 0,676 млрд. руб., на ОАО `Моторостроитель` - 1,17 млрд.руб. Привлеченные средства были направлены на погашение долгов по заработной плате перед сотрудниками заводов, налогам в федеральный и местные бюджеты. * обеспечено выполнение государственного заказа, кардинально снижены темпы роста кредиторской задолженности. * ОПК `Оборонпром` предоставил предприятиям самарской группы займы на общую сумму 615 млн. руб., а также выдал поручительства перед банками на общую сумму 2 млрд. 126 млн. руб.
Однако окончательно переломить ситуацию не удалось.
К сожалению, ресурсы Корпорации небезграничны, и в сложившейся ситуации предприятия самарского двигателестроительного комплекса испытывают острую потребность в государственной поддержке. ОАО `ОПК `Оборонпром` уже обратилось в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство финансов РФ, в администрацию Самарской области за дополнительной поддержкой.
Что нужно делать?
В текущих условиях первостепенной задачей ОПК `Оборонпром` как основного акционера предприятий самарского двигателестроительного комплекса является формирование эффективного бизнеса, производящего конкурентоспособную продукцию и обеспечивающего получение прибыли.
В настоящее время единственным способом решения данной задачи является объединение ОАО `Моторостроитель`, ОАО `СНТК им. Н.Д. Кузнецова` и ОАО `СКБМ` в единое предприятие и радикальное сокращение издержек, обусловленных `переразмеренностью` предприятий - в частности, штата и неэффективно использующихся производственных мощностей.
Цель антикризисных мероприятий
В результате реализации данных мер на производственной площадке ОАО `Моторостроитель` планируется создать компактный научно-производственный комплекс, обеспечивающий разработку, производство и ремонт авиационных двигателей для стратегической авиации, потребности космической программы, а также выпускающий оборудование в интересах ОАО `Газпром` и других сырьевых компаний.
Бренд `Кузнецов` будет сохранен. При этом инженерный коллектив СНТК будет сосредоточен на разработке и модернизации агрегатов, в то время как ОАО `Моторостроитель` станет единственным серийным заводом в регионе по производству газотурбинных двигателей.
На площадке СНТК имеется сравнительно современный испытательный комплекс, ряд других производств, которые технологически невозможно перенести на другую территорию. Поэтому эти производства будут и далее функционировать на СНТК, остальные незадействованные помещения и территории планируется реализовать.
Эффективно работающий комплекс обеспечит стабильную занятость, достойную зарплату, бесперебойную уплату налогов в федеральный и местный бюджеты, создаст условия для дальнейшего развития предприятий комплекса.
Программа выхода из кризиса
Процесс оздоровления предприятий начат: разработана и реализуется программа выхода из кризиса. В ее рамках планируется:
* поэтапное сокращение численности персонала (в основном - административно-хозяйственного) в соответствии с реальными потребностями производства; * перемещение всей производственной базы на одну компактную площадку, принадлежащую ОАО `Моторостроитель`, реализация освободившихся площадей и других непрофильных активов; * юридическое объединение предприятий комплекса в одно - на базе ОАО `Моторостроитель`.
К настоящему времени выполнение всех государственных заказов перемещено на территорию ОАО `Моторостроитель`. Определен объем государственного заказа и заказа ОАО `Газпром`. До марта 2009 г. обеспечена ритмичность выполнения государственных заказов.
Поэтапная оптимизация численности персонала
Для того, чтобы реализовать программу оздоровления `самарского куста` и создать действительно эффективное компактное производство двигателей в Самаре, ОПК `Оборонпром` реализуется план преобразований до 2015 года, который в том числе предусматривает оптимизацию кадрового состава предприятий. Наш анализ показал переразмеренность штатов предприятий, особенно в отношении непроизводственных, административно-хозяйственных сотрудников. Только в службе продаж ОАО `Моторостроитель` занято 600 человек. Очевидно, что предприятие, которое ежегодно показывает убытки, не может содержать такое количество непроизводственного персонала.
Поэтому мы будем постепенно, в период до 2015 года, сокращать персонал до оптимального количества. То есть ни о каких одномоментных многотысячных увольнениях речи не идет! В 2009-2010 гг. в соответствии с трудовым законодательством на самарских предприятиях будет сокращено в общей сложности до 10% персонала. На сегодняшний день выдано около 450 уведомлений об увольнении первой очереди. Это прежде всего касается административно-хозяйственного персонала. При этом в первую очередь мы будем ликвидировать незанятые вакансии непроизводственных работников, отправлять на пенсию работающих пенсионеров. Производственные рабочие, особенно квалифицированные, нам остро необходимо и мы будем открывать новые вакансии на рабочие специальности.
При этом увольняемые сотрудники будут получать компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В сотрудничестве с местными властями мы будем стремиться организовать трудоустройство освобождаемых работников, направлять их на курсы переквалификации.
Поддержка федеральных и региональных органов власти - ключевой момент программы оздоровления
Специалистами ОПК `Оборонпром` и `Объединенной двигателестроительной корпорации` предлагается следующая структура финансирования программы вывода комплекса из кризиса:
* привлечение 2,82 млрд. руб. из средств федерального бюджета на поддержку стратегических предприятий в рамках увеличения уставного капитала ОАО `Моторостроитель`; * предоставление государством гарантий в объеме 3,5 млрд. руб.на срок до 5 лет для получения кредитов в объеме 5 млрд. руб. (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. ? 104).
Это позволит:
* за счет дополнительной капитализации урегулировать проблемы исполнительного производства и создать имущественную залоговую базу (1,3 млрд. руб., в т.ч. неурегулированная задолженность по налогам и сборам), провести сокращение персонала (0,45 млрд. руб.) и концентрацию производства (1,07 млрд. руб.), создать условия, позволяющие получить государственные гарантии в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства; * за счет получения государственных гарантий и привлечения под них кредитов в объеме 5 млрд. рублей рефинансировать задолженность, обеспечить продажу избыточного имущества (земли), получить оборотные средства, стабилизировать ситуацию, обеспечив расчет по кредитам, привлекаемым под государственные гарантии, не позднее 2013 г.
Вместе с тем, в текущих условиях стабилизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий самарского двигателестроительного комплекса невозможна также без поддержки со стороны Правительства Самарской области. В настоящее время с областной администрацией обсуждается комплекс мер по стабилизации ситуации на предприятиях и оказания поддержки антикризисным мероприятиям `Оборонпрома` со стороны областных властей.
Справочно:
В рамках исполнения Указа Президента РФ ?497 от 16.04.2008 и Распоряжения Правительства РФ ?1446-р от 04.10.2008 ОАО `ОПК `ОБОРОНПРОМ` осуществляет формирование `Объединенной двигателестроительной корпорации`, в состав которой включены предприятия Самарского двигателестроительного комплекса, в частности ОАО `Моторостроитель`, ОАО `СНТК им. Н.Д. Кузнецова`, ОАО `СКБМ`, ОАО `Металлист-Самара`, ОАО `Поволжский авиационный технологический институт`.
В настоящее время Самарский двигателестроительный комплекс ответственен за:
- поддержание боеспособности стратегической авиации (монополист по разработке, производству и ремонту двигателей соответствующих типов):
- обеспечение пилотируемых космических программ (монополист по производству первой и второй ступеней двигателей для ракетоносителей `Союз`).
ОПК `Оборонпром` принадлежит 80% акций ОАО `СНТК им. Кузнецова`, 63% голосующих акций ОАО `Моторостроитель`, 50,01% акций ОАО `СКБМ`, 25,66% акций ОАО `Металлист-Самара`, 38% ОАО `Поволжский авиационный технологический институт`.
|