Не сумев исполнить оферту по досрочному погашению облигаций на сумму 5 млрд руб. (примерно $140 млн), ГАЗ объявил технический дефолт по данному выпуску. По словам представителя компании, которые приводит агентство Bloomberg, свои дальнейшие планы в отношении выпуска ГАЗ обнародует в течение двух рабочих дней, не дожидаясь окончания 30-днгевного срока, предусмотренного российским законодательством. Нынешние проблемы ГАЗа коренятся в избранной стратегии развития. Сделав ставку на рост, компания полагалась в основном на краткосрочные кредиты и недооценила риск экономического спада. В последние годы ГАЗ осуществил ряд не самых удачных приобретений - особенно это касается покупки британского производителя легких коммерческих автомобилей LDV (выпускает модель Maxus), а также производственной линии Chrysler для выпуска Volga Siber. Инвестиции в два этих проекта составили $0.3 млрд И тот, и другой проекты были призваны обновить модельный ряд ГАЗ, который действительно давно нуждался в модернизации. Однако пока они не генерируют сколько-нибудь заметных денежных потоков.
Между тем ГАЗ накопил значительную задолженность, объем которой на конец октября 2008 г. составил 40 млрд руб. (около $1.5 млрд по обменному курсу на тот момент), включая краткосрочный долг на сумму около 30 млрд руб. ($1.1 млрд). В нормальных обстоятельствах такая сумма вряд ли бы оказалась непосильной для ГАЗа, но в условиях снижения денежного потока, высоких процентных ставок и почти полного отсутствия шансов на рефинансирование погашение долга в таком объеме стало для компании серьезной проблемой.
Однако банкротство ГАЗа, на наш взгляд, маловероятно. Напомним, в начале февраля правительство приняло решение об оказании ГАЗу финансовой поддержки. По информации газеты `Коммерсант`, план выведения компании из кризисной ситуации в настоящий момент обсуждается, и его детали должны быть обнародованы на будущей неделе. Мы полагаем, что первые шаги будут включать решение проблем ГАЗа с задолженностью и предоставление средств для осуществления платежей поставщикам и обеспечения текущей деятельности. Также заметим, что ГАЗ подготовил к размещению четыре новых выпуска облигаций по 5 млрд руб. каждый, и государство, по всей видимости, поможет компании с их размещением.
В то же время в условиях возросших процентных ставок и сокращения операционного денежного потока простое рефинансирование без сопутствующего снижения долгового бремени вряд ли поможет компании. Мы не исключаем, что в дальнейшем правительство инициирует обмен долга на акции ГАЗа, что может привести к размыванию стоимости компании, а затем ее реструктуризацию. Однако перед угрозой банкротства такая перспектива является меньшим из двух зол.
|