Набережных Челнах обсудили комплекс мер по поддержке одного из ключевых секторов российской промышленности - автомобилестроения. Вот как обрисовал ситуацию премьер Владимир Путин.
- В США ведущие автопроизводители, которые десятилетиями `задавали моду` на мировом рынке, находятся на грани банкротства. Это вы хорошо знаете. По последним данным, в ноябре продажи автомашин снизились в Японии на 18%, в Великобритании - на 37%, Испании - на 49%. К сожалению, не стал исключением и отечественный автопром. В ноябре выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов - более чем на 50% (по сравнению с ноябрем прошлого года).
Многие приняли решение временно остановить конвейер в декабре 2008 г. - январе 2009 г. Основная причина проблем, с которыми столкнулся автопром, - резкий спад спроса как со стороны населения, так и коммерческих покупателей. В сложившихся условиях действия Правительства Российской Федерации будут направлены на смягчение этой негативной тенденции.
Хотел бы сразу сказать, что бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и, рассчитываю, крупнейших частных компаний должны пойти на закупку продукции именно отечественного производства. Мы сейчас разговаривали с рабочими завода - это не шутка, я с ними полностью согласен, - у нас есть и своя высококачественная техника, у нас есть люди, которые могут делать эту технику, и, конечно, мы должны обеспечить ее сбыт внутри страны.
Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать государственные средства на приобретение импортных машин. Подчеркну - имею в виду лишь так называемый прямой импорт.
Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории Российской Федерации зарубежными автомобильными концернами, то они тоже являются полноценными отечественными производителями. И в этом смысле производство и Фольксвагена, и Рено, и Форда, и Тойоты, и других компаний, которые пришли к нам в последние годы, ничем не отличается от ГАЗовского или ВАЗовского производства.
Зарубежные сборочные компании, работающие в России, так же вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства в рамках соответствующих договоров с Правительством Российской Федерации.
Какие меры предлагаю задействовать?
Первое. Значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд.
Считаю, что в 2009 г. государство должно увеличить эти закупки. Тем более что автопарк наших социальных отраслей, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям требует дальнейшего обновления. На эти цели федеральные ведомства планировали направить примерно 15 млрд руб в 2009 г. Мы дополнительно направим на эти цели для федеральных ведомств, для федеральных органов исполнительной власти в 2009 г. 12,5 млрд руб. Эти средства должны быть распределены таким образом, чтобы не только решить ведомственные задачи, но и равномерно поддержать производителей различных типов автомобильной техники, то есть они равномерно должны распределяться по всему комплексу.
Кроме того, Минтрансу поручено осуществить маневр средствами Федеральной целевой программы `Модернизация транспортной системы`. При Минтрансе будет создана, либо передана ей специализированная лизинговая компания, в которую из различных источников будет направлено до 40 млрд руб. на закупку отечественной автомобильной техники.
Чтобы госзакупки стали для автопрома действенной и своевременной помощью, нужно провести конкурсные торги как можно скорее. И уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки.
При этом размер авансирования по закупкам автомашин будет увеличен с 30% до 50% от суммы контракта. Сегодня, вы знаете, могут заплатить только 30% предоплаты. Мы разрешим это сделать до 50%. А требования по обеспечению исполнения контракта (банковская гарантия, страховка, поручительство) будут отменены. Разумеется, в том случае, если закупка производится непосредственно у производителя. Промежуточные звенья придется исключить.
Просил бы также руководителей ведомств шире - там, где это возможно - использовать долгосрочные контракты, с тем чтобы у предприятий появилась ясность относительно своих производственных программ и будущего сбыта. Это не всегда можно сделать - трехлетние контракты, потому что не всегда мы можем довести трехлетние лимиты, но там, где это возможно, а такие возможности сохраняются, это нужно будет сделать...
В последние годы отечественный автопром набрал достаточно высокие темпы. В отрасль пришли значительные инвестиции. Были созданы тысячи новых рабочих мест, налажен выпуск конкурентоспособной продукции. В том числе, серьезные улучшения наметились и на заводах, выпускающих наши традиционные отечественные марки.
Не поддержать сегодня эту отрасль - значит перечеркнуть очень многое из того, что мы с таким трудом добились за последние годы. Поэтому принятые сегодня решения должны быть реализованы максимально быстро и эффективно.
|