В Южно-Российском
Государственном Техническом Университете (Новочеркасский
Политехнический Институт) создали новый
механизм с регулируемыми фазами для
золотникового газораспределения,
обладающего преимуществами золотникового
механизма газораспределения и лишенного
недостатков клапанных. Новый механизм
позволяет адаптироваться к изменению
режима работы двигателя, улучшает его
динамику, топливную экономичность и
одновременно обладает несложной
конструкцией и небольшой инерционностью
возвратно-поступательно движущихся масс.
Существующие клапанный
механизм газораспределения (ГРМ) для
двигателей внутреннего сгорания с
регулируемыми фазами, обладая способностью
адаптации к изменению режима работы
двигателя, улучшает его динамику и
топливную экономичность. Но, тем не менее
такой механизм не свободен от недостатков,
присущих всем клапанным ГРМ - это сложность
конструкции и большая инерционность
возвратно-поступательно движущихся масс.
Этих недостатков лишены
ГРМ с вращающимися золотниками, которые
состоят из вращающегося в опорах
золотникового вала, представляющего собой
совокупность золотников (пробковых кранов)
на каждый цилиндр двигателя. Золотники на
своей боковой поверхности имеют выемку -
газовод, которая при вращении
золотникового вала осуществляет
перекрытие основных каналов цилиндров
двигателя с выпускным газоводом (такт
выпуска) и впускным газоводом (такт впуска).
В процессе работы, применительно к каждому
цилиндру двигателя, боковой образующей
золотник перекрывает основной канал
цилиндра двигателя и происходят такты
сжатия и рабочего хода. Но
продолжительность процессов (тактов)
газообмена зависит от углового размера
выемки - газовода и является для такого
золотникового ГРМ величиной постоянной,
что делает его не адаптивным к изменению
скоростного и нагрузочного режимов
двигателя, ухудшает его динамику и
экономичность в сравнении с ГРМ с
изменяемыми фазами газораспределения.
То есть, какой бы мы не
использовали механизм газораспределения,
он будет при определенных преимуществах
обладать и определенными недостатками,
которых лишен ГРМ другого типа.
В Южно-Российском
Государственном Техническом Университете (Новочеркасский
Политехнический Институт)
решили эту проблему и создали механизм с
регулируемыми фазами для золотникового
газораспределения, обладающего
преимуществами золотникового ГРМ и
лишенного недостатков клапанных.
Новый принцип, на котором
построен этот механизм, состоит в том, что
золотниковый составной вал, вращающийся в
опорах крышки цилиндров, состоит из двух
частей: золотниковой и приводной.
Золотниковая часть вала обладает
возможностью осевого перемещения в своих
опорах относительно приводной под
действием исполнительного органа, так
называемой, - вилки pегулятора фаз
газораспределения. Эта часть вала
представляет собой совокупность
золотников, установленных на каждый
цилиндр двигателя в опорах крышки
цилиндров. Каждый из золотников выполнен в
виде цилиндра, на боковой образующей
которого имеется выемка - газовод для
поочередного соединения имеющихся в крышке
цилиндров каналов впуска и выпуска с
основным каналом камеры сгорания цилиндров.
А выемка имеет ширину, большую, чем размеры
газообменного канала цилиндра, на величину
осевого перемещения золотникового вала,
причем основание выемки - газовода каждого
золотника выполнено в трапециевидной форме.
На
рисунке показан разрез нового
золотникового ГРМ с регулируемыми фазами.
Механизм работает
следующим образом. Приводом 11 золотниковый
вал 1 приводится во вращение в опорах 2,
установленных на крышке цилиндров 3
приводной частью 12.
Процесс газораспределения
двигателя осуществляется путем
поочередного соединения с выемкой -
газоводом 10, расположенной на боковой
поверхности золотника 9, газообменных
каналов: выпускного 5 с основным 6,
обеспечивая такт выпуска отработанных
газов из камеры сгорания 7, затем основного
газообменного канала 6 с впускным 4,
осуществляя такт впуска.
Затем боковой
поверхностью золотника 9 основной
газообменный канал 6 герметизируется для
протекания тактов сжатия и рабочего хода. А
расстояние между газообменными каналами 4,
5, 6, расположенными в крышке цилиндров 3, и
минимальный размер "а"
трапециевидного основания выемки -
газовода 10 обеспечивают "бедные" фазы
диаграммы газораспределения, когда
золотниковая часть вала 1 находится в
крайнем положении.
С возрастанием частоты
вращения коленчатого вала двигателя и
возрастанием нагрузки "бедные" фазы не
могут обеспечить нормальных процессов
работы двигателя, поэтому регулятор фаз
газораспределения 14 поворотом своего
исполнительного органа вилки 13, входящей в
паз фланца золотниковой части вала 1,
осуществляет его осевое перемещение за
счет опорных шеек 8 в опорах 2. Благодаря
этому золотниковая часть вала 1 своим
шлицевым отверстием скользит по шлицам
вала привода 12 в процессе вращения вала.
Так как основание выемки -
газовода 10 имеет трапециевидную форму, то
при осевом перемещении золотниковой части
вала 1 над газообменными каналами 4, 5 и 6
окажется основание выемки большого размера,
чем "а", поэтому процессы газообмена
будут длиться дольше и фазы
газораспределения станут "богаче". И
по мере перемещения золотниковой части
вала 1 вдоль оси процесс "обогащения"
фаз будет увеличиваться.
Если же режим частоты
вращения двигателя уменьшится, то
регулятор 14 переместит вал 1 назад, "обедняя"
фазы газораспределения, устанавливая их
каждый раз на оптимальную величину.
Информация для контакта:
346428, Ростовская обл., г.
Новочеркасск, ГСП-1, ул. Просвещения, 132, Южно-Российский
Государственный Технический Университет (Новочеркасский
Политехнический Институт)
|