Вопрос изменения сроков разработки казахстанского месторождения Кашаган планировалось рассмотреть 6 августа во время переговоров правительства Казахстана и компании Agip KCO, которая предложила перенести срок начала добычи нефти со второго полугодия 2008 г. на второе полугодие 2010 г. Известно, что перенос срока вызвал недовольство в казахстанском кабинете министров, глава которого Карим Масимов ранее заявлял, что перенос будет рассматриваться как изменение контракта.
На днях озвучено и мнение министерства энергетики и минеральных ресурсов. По словам руководителя ведомства Бактыкожи Измухамбетова , изменение сроков связано `с пересмотром реконфигурации проекта, с необходимостью обеспечения безопасности технологических процессов и работников`, - цитирует `Панорама`. Он отметил, что в настоящее время `КазМунайГаз` рассматривает предложения концерна, `в соответствии с которыми будет не только продлён срок начала добычи, но и увеличатся затраты` - по предложению Agip KCO сумма затрат увеличится с 57 до 136 млрд дол. Причём, по мнению министра, это не слишком большая сумма для такого проекта`.
В то же время министр подчеркнул, что правительство РК `будет настаивать на выплате компенсации за перенос сроков добычи нефти, поскольку это `государственные интересы`. Сумму компенсации он не назвал, но добавил, что будет обсуждаться и вопрос увеличения казахстанской доли профит-ойла: с 10% до 40%.
`О том, что сроки начала промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган снова переносятся, стало известно ещё год назад`, - напоминает `Новое поколение` . Однако, отмечает газета, `...официально и сама компания - оператор `Аджип ККО`, и правительство комментируют ситуацию только сейчас`. Издание полагает, что Казахстан имеет все основания быть недовольным переносом сроков. `Как известно, Минэнерго уже пришлось пересмотреть прогноз добычи нефти в стране на несколько лет вперёд. Кроме того, государство, являясь и акционером, и получателем налогов, понесёт серьёзные финансовые потери. Ведь стоимость проекта увеличивается на невероятную сумму - на 79 млрд дол., или в два с половиной раза!`. Между тем и причины переноса, связанные с техническими характеристиками разработки месторождения, экологическими требованиями, `НП` называет весьма серьёзными.
Сейчас ясно только, что переговоры между правительством и компанией продлятся месяц. `Однако, судя по темпам развития событий (год с момента объявления о смещении сроков до начала переговоров), результаты мы сможем узнать уже, наверное, только в следующем году`, - прогнозирует издание. Оно же предполагает, что ещё одной причиной затягивания разработки Кашагана может быть `невероятная бюрократизированность консорциума `Аджип ККО`. По этому показателю консорциум способен обойти даже государственную машину. В нём любое решение одобряется всеми участниками консорциума (а их семь) на нескольких уровнях`.
По мнению аналитиков, опрошенных `Капитал.kz` , одной из причин очередного переноса сроков разработки Кашагана являются `внутренние разногласия между акционерами консорциума`. Аналитик инвестиционной компании `Баррель` Андрей Зорин полагает, что `новые цифры, названные по проекту казахстанским правительством и консорциумом, будут предметом будущего торга`. Кроме того, утверждает собеседник издания, `...при возросших расходах на освоение месторождения встаёт вопрос о его окупаемости`. `Если даже, согласно некоторым источникам, уровень добычи достигнет 50-60 млн тонн в год, нетрудно посчитать, что проект будет окупаться довольно долго. Поэтому необходимо реально взвесить ситуацию, особенно Казахстану. Так, проект ` Сахалин-2 `, после многочисленных разногласий, был просто передан Газпрому`.
А завотделом нефти и газа Минпромэнерго Азербайджана Идрис Рзабеков связывает перенос начала добычи на Кашагане с объективными причинами. Он рассказал, что в Азербайджане `...сталкивались с проблемой бурения на мелководье, когда корабли не могут доставить грузы, оборудование для бурения`. `Иногда приходится строить с берега дамбу или эстакаду, чтобы подвезти технику. Положение с Кашаганом осложняется ещё и тем, что месторождение расположено на огромной площади. Трудно сказать, как будут подвозить грузы - там слишком небольшая глубина, возможно, придётся использовать вертолёты`. Все эти нюансы, по мнению представителя Азербайджана, можно было предусмотреть на начальном этапе подготовки проекта.
|