<Наш девиз - деньги любят тишину>, - полушутя-полусерьезно говорят менеджеры Укртатнефти. Председатель правления компании, экс-зампред Фонда госимущества Сергей Глушко умело увиливает от вопросов, на которые не хочет отвечать. Например, почему прибыльность Укртатнефти (отношение чистой прибыли к доходам) в прошлом году снизилась почти в девять раз, несмотря на рост цен на нефть, объемов переработки и выручки компании.
В 2006 году переработка сырья на Кременчугском НПЗ увеличилась более чем на 5%, при том что в целом по Украине объемы нефтепереработки упали на 21,8%. Доходы компании за прошлый год увеличились на 48% - до 14 млрд грн, однако чистая прибыль Укртатнефти снизилась почти в шесть раз: с 117 млн грн до 20,4 млн грн - удручающий показатель для крупнейшего отечественного НПЗ. Доля компании в общем объеме переработки нефти украинскими НПЗ составляет 47%.
Руководитель компании сетует на убыточность нефтепереработки в последнем квартале прошлого года. <Тогда нефтепродукты дешевели быстрее, чем нефть>, - утверждает Глушко. Также топ-менеджер списывает падение прибыльности на действия государства. <У нас странный, деформированный рынок. Приходится поставлять продукцию сельхозпроизводителям по льготным ценам. Дешевого топлива требуют авиаторы, государство не отдает 290 млн грн долга по возврату НДС>, - рассказывает топ.
И все же менеджер немного лукавит. <Отчасти вмешательство государства в политику ценообразования на бензин, конечно, могло сказаться на финансовых показателях компании. Вместе с тем рентабельность по чистой прибыли на всех отечественных НПЗ занижена - она составляет не более 6%. Это меньше, чем может быть>, - считает аналитик инвесткомпании <Тройка Диалог Украина> Руслана Дейкун. У компаний есть все предпосылки работать с рентабельностью не ниже 15%, но показывать такую доходность никто не спешит: гораздо проще жаловаться на то, что нефтепереработка в Украине невыгодна и нуждается в господдержке.
Родителей не выбирают
Приватизация всех нефтеперерабатывающих предприятий в Украине проходила с привлечением инвесторов, занимавшихся добычей нефти. Большую часть украинской нефтепереработки поделили между собой российские компании: Одесский НПЗ принадлежит ЛУКОЙЛу Вагита Алекперова, Лисичанский НПЗ - ТНК-ВР (Альфа-Групп владеет 25% акций российско-британской корпорации), Херсоннефтепереработка - группе <Альянс> братьев Бажаевых. На украинской нефти, добываемой Укрнефтью, по толлинговым схемам работают <Нефтехимик Прикарпатья> и НПК <Галичина>, подконтрольные группе <Приват>.
Крупнейший отечественный НПЗ - Кременчугский, мощности которого рассчитаны на переработку 18,6 млн тонн нефти ежегодно (против 16 млн тонн мощностей Лисичанского НПЗ), поделили между собой Украина и Татарстан. Украинская сторона внесла предприятие в уставный фонд компании <Укртатнефть>, созданной в 1994 году указами двух президентов - Леонида Кучмы и Минтимера Шаймиева. Вкладом татар стали акции добывающей компании <Татнефтепром>. Предполагалось, что сделка принесет выгоду обеим сторонам: Кременчугский НПЗ, еще при СССР перерабатывавший татарскую и башкирскую нефть, получит сырье по льготным ценам, а Татарстан - мощности по переработке высокосернистой нефти. В 1994 году Укртатнефть получила около 9 млн тонн сырья, в общем объеме которого на поставки из Татарстана пришлось 48,5%. В 1995 году удельный вес татарской нефти вырос до 65,9%.
Нефть и переработка
Мощность украинских НПЗ
Собственники Кременчугскому НПЗ достались непростые. Изначально Укртатнефть создавалась на паритетных основах - равные доли в компании достались правительствам Украины и Татарстана. Но к 1999 году ситуация изменилась: в распоряжении Фонда госимущества Украины находилось 43% акций компании, Госкомимуществу Татарстана принадлежало 28,8% акций, нефтедобывающей компании <Татнефть> - 8,6%. В том же году среди акционеров Укртатнефти появились американская SeaGrоup International (9,96%) и швейцарская AmRuz Trading (8,3%), аффилированные с Татнефтью. Россияне получили перевес в наблюдательном совете Укртатнефти: 6 из 11 голосов.
Татнефть с прогнозируемыми запасами в 1 млрд тонн нефти входит в шестерку крупнейших российских нефтяных компаний. В разработке у компании более 50 месторождений и 20 тыс. скважин. В 2006 году Татнефть добыла 25,4 млн тонн нефти. Однако месторождения компании истощены на 80%, а нефть отличается высоким содержанием серы. В консалтинговой компании Miller & Lents прогнозируют, что ближайшие 20 лет добыча Татнефти будет падать ежегодно на 4-5%.
Татнефть заработала репутацию самого скрытного игрока российского нефтяного рынка. 33,6% акций компании на 1 июля 2006 года владел холдинг <Связьинвестнефтехим>, принадлежащий правительству Татарстана, остальные акции распределены между менеджерами Татнефти. Информация о том, кому из топов какая доля принадлежит, хранится в тайне. Удивительно, ведь до недавних пор Татнефть была единственной российской нефтяной компанией, депозитарные расписки которой торговались на Лондонской и Нью-Йоркской биржах. Выдержать испытание публичностью компания не смогла: в прошлом году бумаги Татнефти были исключены из листинга Нью-Йорской биржи. По официальной версии, компании слишком дорого обходился листинг в Штатах, по неофициальной - причиной послужило ужесточение американского законодательства в отношении раскрытия информации об эмитентах и повышение требований к финансовой отчетности.
Переработка нефти украинскими НПЗ снижается
Правда, несмотря на биржевые проблемы, Татнефть остается высокодоходным бизнесом. В прошлом году компания заработала $6,6 млрд, а совет директоров рекомендовал выплатить дивиденды в размере 460% от номинальной стоимости акций - $0,18 на акцию.
Главный козырь Татнефти - умение договариваться. К примеру, татарским нефтяникам удалось пролоббировать снижение с 1 января 2007 года ставки налога на добычу полезных ископаемых на своих истощенных месторождениях.
Татарская борьба
18,2% акций предприятия, которые офшорные фирмы получили в обмен на выпущенные Укртатнефтью векселя, стали камнем преткновения в отношениях между украинскими и российскими совладельцами предприятия. Украинская сторона - как Фонд госимущества, так и НАК Нефтегаз - регулярно оспаривала приобретение доли в СП в обмен на векселя, утверждая, что они якобы так и не были оплачены. <Эти фирмы, как <золотая акция>: кто их контролирует, тот и правит балом на заводе>, - шутят в компании. Сейчас между акционерами установился хрупкий мир. Верховный Суд Украины в 2006 году признал законной сделки между офшорками и Укртатнефтью.
Еще большую свободу действий в управлении финансовыми потоками нефтеперерабатывающего завода российская нефтяная компания получила в 2006 году - Татнефти были переданы в доверительное управление с правом выкупа 28,8% акций Укртатнефти, принадлежавших Госкомимущества Татарстана.
В 2003-2004 годах заполучить Укртатнефть пыталась группа <Приват> Игоря Коломойского (регистратор кременчугской компании - одна из структур Привата), а также <харьковская группа> во главе с Александром Ярославским. Ближе всего к акциям нефтепереработчика был Ярославский. УкрСиббанк, в то время подконтрольный харьковчанам, в 2003 году стал крупнейшим кредитором предприятия и сконцентрировал 1,15% акций компании, кресло председателя правления занял лояльный к Ярославскому и КО Павел Овчаренко.
Россиян такой поворот не устраивал. Собственники - менеджеры Татнефти - задействовали свои таланты переговорщиков и авторитет председателя наблюдательного совета компании (по совместительству - заместителя премьера Татарстана) Равиля Муратова, а также президента республики Татарстан. В 2004 году госпакет Укртатнефти был передан НАК <Нефтегаз Украины>, которую тогда возглавлял экс-руководитель кременчугского завода Юрий Бойко - с ним татарские акционеры сработались. Председателем правления предприятия стал один из членов наблюдательного совета Сергей Глушко.
Татары всегда умели защищать свои интересы в Укртатнефти. К примеру, в 2001 году под их давлением и с подачи Олега Дубины (тогда - вице-премьер и куратор ТЭК) руководителем НПЗ был назначен нынешний министр топлива и энергетики. Предшественник Юрия Бойко, Владимир Матыцин, впал в немилость российских акционеров и украинского правительства после того, как передал в аренду Кременчугской нефтяной компании одну из установок по переработке нефти, а также попытался пролоббировать создание СП с российской Славнефтью. С приходом Бойко проект свернули, а Матыцина обвинили в выведении активов компании.
После того как Юрия Бойко повысили, назначив председателем правления НАК <Нефтегаз Украины>, Олег Дубина привел в Укртатнефть нового ставленника. Им оказался Сергей Перелома, бывший финансовый директор Криворожстали, с которым Дубина работал на меткомбинате.
Надежды на нефть
Настойчивость Татнефти в борьбе за украинское предприятие неслучайна. Слабая сторона российской компании - отсутствие собственных перерабатывающих мощностей и невозможность производить высококачественное сырье (татарская нефть содержит много серы). В 2005 году татары лишились своего ключевого актива - Нижнекамского НПЗ, по слухам, в результате внутренних конфликтов в правительстве Татарстана. Татнефть продала холдингу <ТАИФ> 63% акций предприятия за $330 млн, поскольку власти Татарстана признали за ТАИФ право собственности на одну из технологических установок предприятия.
Включить в свою структуру другие нефтеперерабатывающие комплексы у российской компании не получилось. В 2003 году Татнефть в консорциуме с турецким концерном Zorlu не смогла получить контроль над нефтеперерабатывающим холдингом Tupras в Турции. Спустя год компанию постигла неудача при покупке чешского холдинга Unipetrol. В итоге Татнефть превратилась, по сути, в добывающую компанию: 80% ее продаж приходится на поставки сырой нефти.
Кременчугский НПЗ, на который компания ежемесячно поставляет около 200 тыс. тонн нефти, проблему отсутствия перерабатывающих мощностей Татнефти решает лишь частично. Однако актив для россиян остается крайне привлекательным. Теперь у Татнефти больше возможностей реализовывать стратегию по сокращению продаж сырой нефти в пользу нефтепродуктов. К примеру, в прошлом году Укртатнефть уже запустила собственную торговую марку фасованных масел. Если раньше предприятие выпускало только базовые масла, то теперь ассортимент пополнился индустриальными, моторными, компрессорными и фасованными маслами.
Кроме того, у завода, находящегося практически в центре Украины, очень выгодное географическое положение. Сырье на НПЗ поступает не железнодорожным транспортом, а через три магистральных трубопровода, соединяющих завод с месторождениями в Восточной Украине, Поволжье и Западной Сибири. Это существенное преимущество перед главным конкурентом Укртатнефти - Лисичанским НПЗ, себестоимость переработки на котором ниже, чем на кременчугском предприятии.
<Они оставили только одну технологическую цепочку для переработки сырья. Нам такие решения принимать гораздо сложнее, мы вынуждены действовать с оглядкой на государство>, - говорит Глушко. На Кременчугском НПЗ четыре установки по переработке нефти, из которых две-три, как правило, простаивают.
Впрочем, сотрудничество с нефтедобывающей компанией не гарантирует Укртатнефти бесперебойных поставок сырья. Как только обострялись отношения между российскими и украинскими акционерами компании, срывались поставки нефти на Кременчугский НПЗ. <Когда меня назначили гендиректором, основная задача сводилась к тому, чтобы стабилизировать загрузку завода. Компания вела переговоры с ЛУКОЙЛом, ТНК, Роснефтью>, - рассказывает Глушко.
Тем не менее Татнефть так и осталась основным поставщиком сырья, обеспечивающим потребности предприятия на 70-80%. Остальные 20-30% Укртатнефть закупает у Укрнефти, ТНК-ВР, ЛУКОЙЛа и даже у УкрГаз-Энерго. <Сейчас, конечно, бывают сезонные срывы в поставках, но они не вызваны нашими отношениями с татарской стороной>, - с гордостью говорит Сергей Глушко, который очень часто бывает в Татарстане. Отчасти стабилизации поставок способствовало назначение нового председателя наблюдательного совета Укртатнефти - им стал генеральный директор Татнефти Шафагат Тахаутдинов, сменивший Равиля Муратова.
Рокировка менеджмента произошла в 2006 году, когда Татнефть консолидировала свой пакет акций в компании с ценными бумагами, находившимися в руках Госкомимущества Татарстана. <Все проблемы компании так или иначе связаны с поставками нефти. Поскольку Тахаутдинов руководит Татнефтью, поставки зависят в первую очередь от него>, - говорит Сергей Глушко.
Перестройка и заправки
Кременчугский НПЗ, как и большинство отечественных промпредприятий, нуждается в реконструкции. Глубина переработки нефти (выход из сырой нефти высокооктанового бензина) на предприятии достигает всего 72%, тогда как современные технологии позволяют доводить показатель до 98%. Кроме того, качество нефтепродуктов завода заметно уступает импортным аналогам и не соответствует европейским нормам Евро-3 и Евро-4. В результате экспортные возможности компании ограничены - на поставки за рубеж приходится около 20-25% продаж Укртатнефти. За границу компания продает в основном мазут, частично - бензин марки А-76 и дизтопливо.
Вкладывать средства в переоборудование предприятия не спешили ни россияне, ни украинцы. Главная причина - опасения каждой из сторон утратить контроль над предприятием. Одно из последних предложений, где найти средства на модернизацию (кстати, выдвинутое Юрием Бойко), - продать нефтедобывающую компанию Татнефтепром, 73,92% акций которой принадлежит Укртатнефти. <Для Укртатнефти Татнефтепром не актив>, - согласен Глушко. Годовая добыча нефти Татнефтепрома составляет 600 тыс. тонн - такие объемы сырья завод может переработать за месяц. Первый этап модернизации Укртатнефти оценивается в $300 млн, видимо, эту сумму и рассчитывает выручить Укртатнефть при продаже Татнефтепрома.
В отличие, к примеру, от Укрнефти, располагающей собственной добычей, переработкой по давальческим схемам на НПК <Галичина>, <Нефтехимик Прикарпатья> и сбытовой сетью, Кременчугский НПЗ лишь закупает и перерабатывает сырье. Хотя компания создавалась под лозунгом: <От скважины - до бензоколонки>, собственных заправок и баз у предприятия нет. Под брендом <Укртатнафта> работает около 200 АЗС-джобберов. На сбыте кременчугских нефтепродуктов в разное время зарабатывали посредники, среди которых была и Западная нефтяная компания (по слухам, связанная с Юрием Бойко), обеспечивавшая поставку нефти на предприятие и сбыт готовых нефтепродуктов. Такая стратегия до поры до времени устраивала и Татнефть, и украинскую сторону.
Сейчас Сергей Глушко, не в последнюю очередь с подачи татарских акционеров, пытается выстроить сбыт силами Укртатнефти. <Завод можно считать устойчивым, если он реализует 50% продукции через свою сеть. Если акционеры пойдут на ее создание, то для этого потребуются серьезные инвестиции, ведь выйти на этот рынок уже не так просто, особенно в Киеве. Скорее всего, придется перекупать заправки>, - рассуждает топ-менеджер.
Вопрос в том, где взять деньги как на модернизацию производства, так и на покупку активов. На государственный Нефтегаз надеяться не приходится. Да и Татнефть, затеявшая строительство собственного нефтеперерабатывающего комплекса в Нижнекамске, вероятно, направит все силы на российский проект. По предварительным оценкам, он обойдется компании в $3,2 млрд. Третья очередь завода будет введена в эксплуатацию в 2010 году. Ожидается, что благодаря своим нефтеперерабатывающим мощностям структура доходов Татнефти существенно изменится. Продажи сырой нефти сократятся до 54%, собственная переработка будет приносить российскому нефтяному гиганту около 27% заработка, остальные 19% обеспечит переработка по давальческим схемам. Кременчугский НПЗ останется россиянам для подстраховки.
Профиль компании
ОАО <Укртатнефть>
Направления деятельности: переработка нефти и реализация нефтепродуктов
Производство
Структура производств нефтепродуктов*
* В 2006 году
Доля рынка в Украине в 2006 году: Переработка нефти - 47%
Рынок сбыта: 75-80% - внутренний рынок (Полтавская, Киевская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Черкасская обл.)
Кому принадлежит, %
*Доля после передачи в управление Татнефти 28,778% акций компании, принадлежащих Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом
Финансовые показатели
По данным Укртатнефти
Карьера компании
1994 г. - на базе Кременчугского НПЗ указами президента Украины Леонида Кучмы и президента Татарстана Минтимера Шаймиева создана компания <Укртатнефть>
1999 г. - американская SeaGrоup International и швейцарская AmRuz Trading, аффилированные с Татнефтью (РФ), приобрели 18,2% акций Укртатнефти в обмен на векселя
2001 г. - Укртатнефть, возглавляемая Владимиром Матыциным, передала часть своих мощностей в аренду Кременчугской нефтеперерабатывающей компании и Укрславнефти
2001 г. - председателем правления Укртатнефти назначен Юрий Бойко, сменивший на этом посту Владимира Матыцина, обвиненного в выведении активов из компании
2003 г. - Фонд госимущества Украины принял решение о приватизации 43,054% акций Укртатнефти. Заинтересованность в их покупке проявили группа <Приват>, Казмунайгаз (Казахстан), группа Александра Ярославского
2003 г. - миноритарным акционером Укртатнефти стала группа Александра Ярославского, председателем правления компании назначен его ставленник Павел Овчаренко
2004 г. - парламент не поддержал законопроект об особенностях приватизации госпакета акций Укртатнефти
2004 г. - президент Украины Леонид Кучма издал указ о передаче Фондом госимущества госпакета акций Укртатнефти в распоряжение НАК <Нефтегаз Украины>
2004 г. - выходит указ Леонида Кучмы о создании на базе Укрнефти вертикально интегрированной нефтяной компании с участием Укртатнефти и НПК <Галичина>
2004 г. - российские акционеры Укртатнефти пытаются провести допэмиссию акций компании на $200 млн, но представители ФГИ срывают собрание акционеров
2005 г. - Высший хозсуд Украины признал незаконной продажу 18,2% акций Укртатнефти американской SeaGrоup International и швейцарской AmRuz Trading
2006 г. - Верховный Суд Украины подтвердил право SeaGrоup International и AmRuz Trading на ценные бумаги Укртатнефти.
2006 г. - Госкомимущества Татарстана передает свой пакет акций в компании в управление Татнефти с правом выкупа. Председателем Наблюдательного совета Укртатнефти становится генеральный директор Татнефти Шафагат Тахаутдинов.
|