Совет директоров ГМК `Норильский никель` рассмотрит в понедельник ход реализации проекта по разработке полиметаллических месторождений в Читинской области. Руководство компании определит свое отношение к требованию местных властей начать строительство на месторождениях горно-обогатительных комбинатов до подведения к ним железнодорожной ветки. Отраслевые эксперты считают такую схему освоения месторождений нецелесообразной.
4 июня состоится очередное заседание совета директоров компании, на котором в том числе будет обсуждаться проект по разработке месторождений полиметаллических руд и строительству четырех горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) в Читинской области. Подписать инвестсоглашение по строительству в рамках проекта железной дороги к месторождениям между `Норникелем` и Росжелдором (входящим в структуру Минтранса) предполагается 9 июня, в рамках экономического форума в Петербурге.
Однако этого может не произойти, так как власти области настаивают на изменении условий реализации проекта. Во вторник председатель комитета природных ресурсов администрации Читинской области Александр Тарабарко обозначил новые сроки начала работ по строительству ГОКов. `Тендеры на право осуществления работ на объектах строительства будущих железнодорожной ветки и ГОКов планируется провести уже в начале 2008 года`,- заявил чиновник. При этом он не уточнил, каким образом `Норникель` сможет начать строительство ГОКов в отсутствие железнодорожной ветки до своих месторождений (протяженность - около 200 км).
Речь идет о Быстринском, Култуминском, Лугоканском (медно-сульфидные), Солонеченском (сурьмяно-золотое) и Бугдаинском (золото-молибден-порфировое) месторождениях. По оценкам ГМК, рудные тела в них выходят на поверхность, и для самой дешевой открытой добычи здесь пригодно более 85% запасов. Суммарная производительность месторождений составит 35,5 млн тонн руды в год при сроке отработки в 30 лет. Проект по освоению месторождений общей стоимостью 168 млрд руб. планировалось завершить к 2015 году. В рамках него должна быть построена железнодорожная ветка Нарын-Лугокан общей протяженностью 375 км, проходящая через все основные читинские месторождения. Спроектировать железную дорогу предполагалось к 2008 году, построить в 2008-2013 годах. Часть средств на строительство ветки (48,3 млрд руб.) выделяется из инвестфонда. ГМК должна вложить в реализацию проекта 119,5 млрд руб., из них около 21,7 млрд руб.- на строительство железной дороги, около 97,7 млрд руб.- в освоение месторождений.
По первоначальным планам, срок окупаемости проекта должен составить 15 лет. `Начало строительство ГОКов параллельно со строительством железной дороги могло бы сократить сроки окупаемости на три-четыре года`,- отмечает ведущий аналитик ИГ ВИКА Сергей Генералов. Аналитик ИК `Брокеркредитсервис` Вячеслав Жабин полагает, что ускорение темпа ввода проектов позволит компании получить дополнительную выгоду и усилить свои позиции на рынке,
Однако другие отраслевые аналитики оценивают инициативу властей области скептически. `Это безумие - обязывать `Норникель` на вертолетах и самосвалах строить ГОКи`,- считает аналитик банка `Зенит` Игорь Нуждин. По его мнению, речь может идти только о работах в области геологоразведки и строительстве первоначальных объектов инфраструктуры. Эксперт металлургического сектора НКГ `2К Аудит - Деловые консультации` Борис Вагнер соглашается, что без железнодорожного сообщения `Норникель` будет испытывать серьезные трудности с доставкой материалов для строительства ГОКов.
По мнению господина Вагнера, перенос сроков проекта - это `попытка властей подтолкнуть `Норникель` к началу строительства железнодорожной ветки, в которой, кроме самой ГМК, заинтересованы и другие компании`, которые имеют лицензии на разработку месторождений, находящихся в этом же регионе: китайская `Лунэн`, получившая лицензию на разработку железорудного месторождения, и СП `Казцинка` и Highland Gold Mining Limited, которое будет разрабатывать золоторудное месторождение.
Впрочем, глава Росжелдора Игорь Ромашов надеется на разумный компромисс. По его словам, причин для беспокойства нет, так как пока даже не согласован конкретный поэтапный план реализации проекта. `Безусловно, первым делом будет обеспечено создание инфраструктуры, которая требуется для технологического обустройства строительства объекта`,- пояснил господин Ромашов. Только потом, говорит глава Росжелдора, начнется строительство путей общего пользования.
|