Следует различать универсальный и мультиформатный проигрыватели: первый совместим с высоко-компрессионными и компромиссными форматами, включая МР3, а второй - с форматами высокого разрешения или hi-res - DVD-A и SACD плюс новые форматы HD DVD и Blu Ray Disc. Если первые располагают упрощенной схемой для всех совместимых форматов и дают усредненный звук с любого из них, то второй тип призван как раз реализовать характерный звук формата через оптимальный отдельный и скрупулезно выстроенный электрический тракт. Не факт, что то и другое непременно имеет место. Поэтому большинство пользователей, даже сведущих, становятся жертвами маркетинговых ходов и `судят о книге по ее обложке`, а об аппарате - по сопровождающим надписям. Магически действует надпись HDCD, в частности. К сожалению, она подкреплена соответствующим декодером лишь на аппаратах высокой цены. Бесплатный сыр - всегда в мышеловке.
Мы подчеркиваем, что в данном контексте приоритетом является звук, а не видео. Многие завзятые пользователи флэш-плееров и сторонники вместительных недорогих МР3 дисков сегодня `созревают` для более информативного и богатого звучания музыки. Они начинают осознавать неадекватность проигшрывания таких носителей и средств через большую напольную систему. Сопоставив некий 50-долларовый универсальный проигрыватель DVD или компьютерный привод со звучанием 20-килограммовой модели хай-энд-проигрывателя CD, они еще более убеждаются в нецелесообразности `дешевить` и экономить на музыке. Если такое `соревнование` поставлено честно и слушатель внутренне `открыт`, то другого исхода не бывает. Сдерживающим фактором может служить лишь цена на hi-fi аудио, но при среднем заработке молодого человека в 1000 у.е. - это не вопрос.
Почему же все же не МР3? Ведь это так стильно и удобно! Как говорит студенческая мудрость, лучше есть торт вдвоем, чем дерьмо в одиночку. Или - дело не в объемах музыки, а в ее воздействии. Ахиллесова пята компрессионного аудио - в его зауженном частотном диапазоне порядка 100-8.000 Гц и бедной динамике не выше 30 дБ. Данные по искажениям замалчиваются, поскольку ужасающи. Здесь по определению возможно условно воспроизвести и опознать лишь `основные` и общие инструменты и партии. По аналогии с видео, это равносильно разрешению в 600 цветов вместо 16 миллионов.
Серьезному меломану сделать свой выбор стало сегодня проще в том плане, что практически отпали, более не пополняются новинками форматы DVD-A и SACD. Это, а также несовместимость нынешних DVD-проигрывателей с HD-форматами, сильно скомпрометировало всю категорию. Сегодня нет доверия штампованным ЦАП 96 или 192 кГц/24 бит. Они должны располагать иным паспортом качества - заявленной особой архитектурой.
Какой формат - ваш? В какой-то мере к такой архитектуре ЦАП располагал формат SACD. Там для работы с потоком данных типа DSD требовались схемы формирования шума и аналогового фильтра для шумов квантования данных выше 100 kHz. Эти схемы можно было реализовать очень дорого (факт - в первых моделях Sony), но и крайне недобросовестно, путем сэмплирования частот в PCM, как у CD и DVD. Практически любой SACD/CD проигрыватель на рынке ценой ниже 700 у.е. обманывает потребителя в этом плане, озвучивая DSD неотличимо от PCM. На деле звук SACD значительно протяженнее и богаче, чем даже у саундтреков DVD.
DVD-A, хоть и работало с PCM данными, но тоже предполагало иной и очень дорогой тип фильтра, схожий с устройством уха. Он известен как фильтр Brick Wall, поскольку действительно формирует `кирпичи` (слова `длинной` в 16-24 бит) и `выкладывает` из них музыку на разных частотах квантования: 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц. Теоретически, такая стереодорожка превосходит ту, что на CD, но опять в погоне за ценой ниже 400 у.е. изготовители наплодили `совместимых` проигрывателей равноценного звучания по DVD-A и по СD слоям. Их ЦАП - это штампованный модуль, который имеет обыкновение `глючить` и не подлежит ремонту. Его дешевую конструкцию выдает его же скупое описание... и цена.
Надо сразу развеять миф относительно пресловутых 24 бит, которые вам заявляет каждая панель 50-долларового аппарата. Речь идет здесь вовсе не о `кирпичах` такой длинны, а скорее о `цементе`, который к ним прилеплен и который обсыплется и утрамбуется при `кладке`. То есть `экстра` биты сверх нормы при конвертации данных добавляются с целью как-то уменьшить потери `ценных` информативных битов во время обработки их алгоритмами и фильтрами. Измерения в лаборатории показывают, что реальная разрядность большинства проигрывателей на рынке до сих пор не превышала 11-16 бит. За реальные биты надо платить. Проигрыватель Cary Audio CD 303 обладал функцией повышения разрешения в схеме DSP путем пользовательского выбора частоты апсэмплинга и уплотнения `слов` с 16 до 24 бит.
|