Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ИНОСТРАНЦЫ НЕ СМОГУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ РАЗРАБОТКУ КРУПНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Поправками в закон `О недрах` фактически формализуется нынешняя ситуация, когда иностранцев выживают из наиболее интересных объектов инвестирования. Россия вполне может обойтись собственными силами, уверены эксперты, но прибыль недополучит государство - в условиях отсутствия конкуренции месторождения будут проданы во много раз дешевле.

Сегодня на заседании правительства был в целом одобрен законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли, подготовленный Минпромэнерго.

Законопроект об ограничении участия иностранцев в капитале стратегических предприятий - это отклик на поручение президента, которое он дал правительству еще в мае 2005 года, говорится в докладе.

Ограничения для иностранцев существовали и ранее, но не носили системного характера. Так, согласно закону `Об электроэнергетике`, в федеральной собственности должно находиться 75% сетевой компании и системного администратора, по закону `О газоснабжении` в федеральной собственности доля участия в ОАО `Газпром` - 50% плюс одна акция уставного капитала; по ФЗ `Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта` в федеральной собственности 100% ОАО РЖД; также в федеральной собственности должны находится стратегические предприятия. Помимо этого, предельный размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале авиастроительных организаций должен быть не более 25%, в авиационных компаниях - не более 49%, в страховых - не более 2%.

В новом законе под контролем над стратегическим предприятием понимается приобретение иностранным инвестором свыше 50% голосующих акций или получение более половины мест в совете директоров. К стратегическим отнесено 40 видов деятельности, разделенных на пять групп: производство специальной техники; производство вооружения и военной техники и авиастроение, космическая деятельность, деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемые в условиях естественной монополии (в реестр субъектов естественных монополий включено около 7 тыс. организаций, в основном региональные сетевые организации в области электроэнергетики и в области газораспределения), деятельность по разработке участков недр федерального значения, а также деятельность хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники.

Для того чтобы иметь контроль над стратегическим предприятием, иностранный инвестор должен получить разрешение. Для этого он должен подать заявку в федеральный уполномоченный орган. Скорее всего, им станет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Рассматривать заявку будет межведомственная комиссия, на это ей отводится три месяца, в исключительных случаях правительство может продлить рассмотрение еще на столько же. Комиссия может только одобрять сделку. Если, по ее мнению, сделка создаст угрозу национальной безопасности, материалы передаются в правительство: право отказать оставлено за премьером. Если через полгода заявитель так и не получит ответа, то сделка считается автоматически согласованной.

Таким образом, существенным отличием от действующих норм является положение, согласно которому иностранцы должны будут получать разрешение на разработку стратегических месторождений. К `стратегическим` недрам отнесены месторождения нефти более 70 млн тонн, газа - более 50 млрд куб. м, золота - более 50 тонн, а также все месторождения на континентальном шельфе.

Как говорится в докладе Христенко, по мнению Минпромэнерго России, принятие данного пакета законодательных актов не повлечет за собою ухудшение инвестиционного климата в Российской Федерации, ввиду того что совершаемые ранее иностранными инвесторами сделки по приобретению активов российских организаций либо касались организаций, не являющихся стратегическими по данному законопроекту, либо совершались в отношении портфельных инвестиций (IPO ОАО `Роснефть`), либо совершались посредством косвенного одобрения государством (приобретение компанией BP 50% уставного капитала ОАО `Тюменская нефтяная компания`).

Но на заседании правительства министр природных ресурсов Юрий Трутнев подлил масла в огонь. Он сообщил, что Министерство природных ресурсов (МПР) РФ готовит поправки в закон `О недрах`, согласно которым процедура участия иностранных инвесторов в разработке стратегических месторождений будет запретительной. `То есть мы вносим в правительство перечень таких месторождений, и иностранные инвесторы не смогут получить контроль при их разработке`, - пояснил министр.

По сути это означает формализацию и узаконивание нынешней ситуации, когда иностранцам не дают контролировать наиболее привлекательные нефтегазовые месторождения, полагают эксперты. К настоящему времени иностранцы уже лишились практически всего, притом достаточно варварскими методами, отмечает начальник аналитического отдела ИК `Велес Капитал` Михаил Зак. Достаточно вспомнить, как контроль над `Сахалином-2` перешел `Газпрому`. На сегодняшний день у ТНК-BP остается Ковыктинское месторождение, но и то уже решение об отъеме лицензии у него практически принято. Последним `нетронутым` проектом остается разработка Салымских месторождений, напоминает начальник аналитического отдела ИК `Брокеркредитсервис` Максим Шеин. Для их разработки создано СП компании Shell и российской `Эвихон` на паритетных началах. Проект предусматривает разработку трех месторождений Салымской группы (Западносалымского, Верхнесалымского и Выделыпского) с извлекаемыми запасами свыше 120 млн тонн нефти.

Новым же претендентам правительство дает сразу `от ворот поворот`. Например, китайской CNPC не разрешили осваивать месторождения в Восточной Сибири.

По мнению Шеина, хорошо, что Россия все же начала действовать в открытую, а не так, как раньше, придумывая неадекватные предлоги для отзыва лицензий, но плохо то, что теперь лицензии на разработку месторождений будут проданы гораздо дешевле, чем в условиях конкуренции с западными компаниями.

`Минус в том, что крупные месторождения требуют больших денег, а поскольку очевидно, что частные компании далеко не всегда будут заинтересованы в одиночку приобретать их, получается, что круг претендентов на месторождения очень ограничен. В результате государство будет недополучать от аукционов. За стратегические участки не будет конкуренции. Цена за лицензию будет несоизмеримо меньше той, которую государство могло бы получить, - в десятки раз, - уверен Шеин. - К тому же, учитывая то, что разработчиками будут в основном госкомпании, государство фактически вообще никакой прибыли от продажи не получит`. Правда, Шеин резонно отмечает, что в мире развитые страны, как правило, сами контролируют свои ресурсы. `Мы сами можем все разрабатывать и получать от этого максимальную прибыль`, - подтверждает аналитик компании `Антанта Капитал` Георгий Иванин. `И можно не беспокоиться, что введение новой нормы ограничит применение новых технологий в разработке месторождений, - считает он. - Практически все российские компании пользуются услугами западных сервисных компаний по бурению скважин и выкачиванию нефти - у них новейшие технологии`.

Из еще не распределенных крупных месторождений остается Сухой Лог, который является вторым после Наталкинского месторождением золота в России. Его запасы были утверждены в 1977 году в размере 1041,2 тонны золота при среднем содержании в руде 2,7 грамма на тонну. В настоящее время ведется переоценка его запасов. В числе иностранных претендентов на него ранее назывались Fleming Family & Partners и канадская Barrick Gold, крупнейший в мире производитель золота. Удокан - одно из крупнейших в Европе и стратегическое для РФ месторождение меди, аукцион на право его освоения пока не объявлен. Основными претендентами на Удокан считаются `Норильский никель` и ОАО `Уральская горно-металлургическая компания`. Запасы Удоканского месторождения, утвержденные государственной комиссией по запасам, составляют 20 млн тонн меди со средним содержанием меди в руде 1,5%. На нефтяные месторождения им. Требса и им. Титова претендовали государственная `Роснефть`, а также частные `ЛУКойл` и ТНК-ВР. Однако аукцион был отменен до принятия нового закона `О недрах`. Чаяндинское месторождение (Якутия) обладает 1,9 трлн куб. м запасов газа, и заинтересованность в нем проявляли, в частности, `Газпром` и `Сургутнефтегаз`.

Горное дело и полезные ископаемые Источник: minerjob.ru