Американские аналитики прогнозируют падение цен на морские перевозки энергетических углей. Российским угольщикам это грозит потерей части европейских рынков, железнодорожникам - серьезным сокращением перевозок.
Как сообщает `Восток-Медиа` со ссылкой на отраслевую газету `Гудок`, утверждается, что цена угля для европейских электростанций может упасть на 23 процента в следующие три года. Причина - уменьшение стоимости фрахта морских судов для перевозок угля. Это позволит угольщикам ЮАР увеличить поставки угля и захватить долю России на европейском сегменте рынка. В следующие два года стоимость фрахта судов в Европу из ЮАР может снизиться вдвое, разница в стоимости перевозок `больше не будет защищать Россию`. Российские аналитики возможное падение цен на фрахт объясняют существенным ростом тоннажа флота. По словам аналитика Инвестиционной компании `Тройка Диалог` Анастасии Вечирко, в последние годы, особенно в 2004 году на мировом рынке морских перевозок наблюдалась нехватка транспортных средств. `Компании разместили большое количество заказов на строительство новых судов. Срок их постройки - около 3 лет. И именно сейчас на рынок начинают поступать новые крупнотоннажные суда. А число судов, отправляющихся на металлолом, будет незначительным. Соответственно в ближайшие годы парк транспортных средств значительно увеличится, что окажет достаточно сильное давление на фрахтовые ставки`, - считает аналитик.
По словам заместителя начальника департамента анализа и конъюнктуры рынка ОАО `РЖД` Андрея Ваганова, тенденция снижения стоимости фрахта усилит позиции поставщиков из ЮАР и Австралии на европейском рынке. И повысит конкуренцию для российских поставщиков. Если наши угольщики не найдут резервов для снижения себестоимости своего продукта, это может негативно сказаться на объемах перевозки экспортного угля по сети российских железных дорог.
Проблема заключается в том, что снижение цен на уголь, если оно действительно случится, будет происходить на фоне роста железнодорожных тарифов на экспортные перевозки (7-8 процентов ежегодно) и ожидаемого укрепления курса рубля к доллару США.
Если снизится стоимость фрахта, то с учетом указанных процессов цена в 50 долларов США за тонну на европейском рынке приведет к работе шахт на уровне ниже себестоимости. Таким образом, экспортные поставки станут убыточными.
Но российский уголь имеет более высокую калорийность при крайне низком содержании серы. Поэтому можно говорить об особой рыночной нише российского угля. А резкое наращивание поставок австралийского и индонезийского угля в Европу маловероятно по причине опережающего роста спроса на уголь в странах АТР, заявляют специалисты Института конъюнктуры рынка угля РФ.
|