Татьяна Призова: В ЕКАТЕРИНБУРГЕ закрывается последняя меховая фабрика. Легкая промышленность, традиционно выступающая в роли нелюбимой дочери в таком индустриальном регионе, как Урал, продолжает искать пути выхода из затянувшегося кризиса.
Разговоры о закрытии меховой фабрики шли уже давно, и окончательное решение собственников предприятия ни для кого из работающих сюрпризом не стало. Раньше фабрика занималась производством меховых изделий, шила одежду для инвалидов и людей с нестандартными фигурами. Летом 2005 года предприятие занялось пошивом спец-одежды - заведомо убыточным бизнесом. Когда-то предприятие считалось передовым в своей отрасли, а штат сотрудников насчитывал более 500 человек. Постепенно их осталось около 100, потом и вовсе 30 человек, большая часть из которых - женщины предпенсионного возраста. А теперь и они вынуждены искать новую работу, обращаться на биржу труда.
- Владельцы предприятия сочли его нерентабельным и решили закрыть производство. Теперь здание, расположенное в центральном районе города, будут сдавать под офисы, - говорит директор меховой фабрики Клавдия Васькова. Но это лишь частный случай. Ситуация в отрасли в последние годы вообще только ухудшается. В Свердловской области действует 330 предприятий легкой промышленности, из них 79 - средние или крупные. Часть их ориентируется на свободный потребительский рынок, и, начав активное вхождение в бизнес еще в 90-х годах прошлого века, сегодня имеет раскрученные бренды. Другие производители нацелены на стабильные заказы со стороны различных ведомств и организаций и занимаются выпуском спецодежды.
По данным Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области, доля местных товаропроизводителей в общем объеме продажи товаров легкой промышленности составляет всего 3,1 процента. В сегменте модной одежды лишь каждая сотая вещь, продаваемая на территории области, имеет уральские корни. Остальной объем приходится на зарубежных и федеральных производителей. Причем, как утверждают специалисты, доля импорта в разных товарных позициях может достигать 80-95 процентов. При этом покупатели готовы сделать выбор в пользу местной марки, если бы у них вообще была такая возможность. Социологическое исследование, проведенное Институтом экономики УрО РАН, показало: 62,5 процента свердловчан стремятся приобрести продукцию местных производителей одежды, поскольку считают ее качественной и доступной по цене.
Как рассказывают сами модельеры, главный фактор привлекательности в этом случае - эксклюзивный дизайн за разум-ную цену. Люди готовы платить. Но не готова, со своей стороны, торговля. Пока покупателям предлагают лишь две крайности: популярный торговый центр, где средний чек составляет три тысячи рублей, и ассортимент в точности повторяет тот, который предлагает магазин на соседней улице, либо очень дорогие магазины, где один пуховик стоит до нескольких десятков тысяч рублей. Как рассказала директор одной из торговых марок Галина Романова, иметь собственные точки продажи молодому бизнесу не по карману. Приходится налаживать связь с уже существующими магазинами.
- Они требуют низких отпускных цен, не понимая, что авторская одежда из качественных тканей не может стоить, как китайские джинсы. Еще меньше в дизай-нер-ской одежде за-ин-те-ре-со-ва-на дистрибуция, - говорит дизайнер. - Обычная наценка на продукцию китайского производства составляет от 100 до 200 процентов, в то время как на авторскую вещь можно накинуть 20-30 процентов. Владельцы магазинов готовы брать дизайнерские вещи, но только на условиях отсрочки платежа, а такая схема в 1,5-2 раза увеличивает срок оборачиваемости средств.
Конечно, нельзя сказать, что легкая промышленность не поддерживается вовсе. Так, попытка реанимировать отрасль была предпринята в Челябинской области. Семь южноуральских предприятий легкой промышленности получили право на финансовую поддержку от государства. На субсидии для обувщиков и текстильщиков из областного бюджета выделено 15 миллионов рублей. Правда, восемь из них достанутся одному, наиболее успешному предприятию - производителю обуви: в общем объеме продукции легкой промышленности Челябинской области у этой компании - 60 процентов.
Однако практика показывает, что государственные средства, выделенные на поддержку лишь отдельным предприятиям, не приводят к оздоровлению отрасли в целом. Вывести отрасль из кризиса мог бы частный капитал. Но пока на рынке существуют такие привлекательные для инвесторов сферы, как строительство и девелопмент, менее привлекательной fashion-индустрии остается лишь ждать насыщения более прибыльных рынков. Прогнозировать, когда это произойдет, никто из экспертов не готов.
|