Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РФ: ГРАНИ ВОЗМОЖНОГО

Отношение к легкой промышленности в нашей стране всегда носило черты некой двойственности. С одной стороны, та часть отрасли, которая имела отношение к пошиву обмундирования для нужд армии и МВД, ни в чем не знала отказа, а вот к другой, ориентированной на потребительский рынок, как-то отношение было не то чтобы очень. К сожалению, подобная ситуация сохраняется и по сей день.

Легкий закат

В начале 1990-х, когда в Россию хлынул поток дешевых товаров из Китая и Юго-Восточной Азии, отечественная легкая промышленность, которая и во времена СССР при полном отсутствии конкуренции не числилась среди сильных сторон социалистической индустрии, и вовсе `завалилась на бок` и пошла `ко дну`. Текстильные предприятия закрывались по всей стране. В некоторых регионах, где наблюдалось особенно большое сосредоточение предприятий легкой промышленности, количество безработных часто превышало половину трудоспособного населения.

Поначалу никто не обратил внимания на коллапс нашей легкой промышленности. Мало того, у некоторых особо `передовых` граждан этот факт вызвал приступы оптимизма, - покончено с мешковатыми пальто, однотипными костюмами и ботинками на манер военных. Заграница `должна была` нам помочь. Правда, очень скоро выяснилось, что заграничные товары ничем не лучше. По-настоящему хорошие вещи стоили дорого, а те, что были по карману большинству граждан России, оказались, что называется, одноразового использования.

Но времена меняются. Легкая промышленность как-то смогла выползти из кризиса и в последнее время все активнее подает признаки жизни. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), индекс производства в текстильной и швейной отрасли в январе-сентябре 2006 года составил 108,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За этот же период аналогичный показатель в производстве обуви и изделий из кожи достиг 112,9%.

Во многом этому способствовал потребительский бум, охвативший Россию в последнее время. Именно в это время власти предприняли ряд усилий, направленных на ограничение деятельности `челноков`. Это не только ограничения на количество ввозимого товара, а также на число поездок за ним, но и серьезное повышение самих пошлин. Эти шаги правительства фактически убили `челночную торговлю`. Огромную роль сыграл и фактор ностальгии: граждане соскучились по отечественным товарам и, как свидетельствует ряд маркетинговых исследований, при прочих равных отдавали предпочтение российским изделиям.

... и нелегкий подъем

Симпатии потребителя дали шанс российской легкой промышленности, но их в нашей стране всегда недостаточно. По мнению участников рынка, шаги, предпринимаемые правительством для поддержки отрасли, также недостаточны. Как считает начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго РФ Сергей Шумилин, государство должно поучаствовать в решении коренных проблемы отрасли, которых накопилось немало. Среди главных забот, - так называемый серый импорт, то есть попросту контрабанда. Об этом чиновник сказал накануне на первом заседании комиссии по текстильной и легкой промышленности, созданной при совете РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям.

Сейчас доля легкой промышленности в корзине непродовольственных товаров составляет 17%, в то время, как ее доля в ВВП находится, как выразились в Минэкономразвития, `в рамках статистической погрешности`, то есть в пределах 1%. В то время как в США этот показатель составляет 5%, а в Турции и вовсе 20%.

Вместе с тем, российские предприятия вполне могут побороться за потребителя с китайским ширпотребом, увеличив свою долю в ВВП. Об этом говорит и тот факт, что начали фиксироваться случаи воровства торговых марок отечественных производителей. То есть на китайских товарах ставится лейбл `Сделано в России`. А что! Они тоже не на Луне живут, настроения покупателей изучают и быстро перестраиваются.

Как считает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, российский производитель может бороться не только за отечественного потребителя, но и весьма неплохо выглядеть на мировом рынке.

`Часто приходится слышать, что Россия не может конкурировать с азиатскими производителями, с их дешевой рабочей силой, потому что отечественные товары будут дороже азиатских. Это справедливо ровно наполовину, - полагает эксперт. - Разумеется, мы никогда не станем страной вроде Китая или Бангладеш, да нам это и не нужно. Но есть отрасли, в которых азиаты не так сильны, как это может показаться. Взять, к примеру, изделия из шерсти. СССР занимал здесь далеко не последние позиции. В случае, если мы попытаемся вернуть себе былые позиции, то России придется конкурировать уже не с Азией, а с Новой Зеландией, где рабочая сила, по меньшей мере, не дешевле российской. А если вспомнить про льняные изделия, тут вообще стоит сразу же забыть про Азию, так как российское сырье всегда будет качественней, что определит качество конечного продукта. Ведь в Азии работают по большей части с хлопком или с искусственными тканями`.

Равные условия для всех

`В настоящее время в Россию ввозится легального товара, то есть с уплатой всех пошлин, на сумму около $500 млн (или 2 млрд рублей), в то же время нелегально ввозится товара на сумму более чем $700 млн, - отмечает Сергей Шумилин. - Тот, кто говорит о том, что российская легкая промышленность неконкурентоспособна, почему-то забывает об этом. Мы готовы конкурировать, но само слово `конкуренция` предполагает равные возможности, а именно этого-то и нет`.

По словам президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей легкой промышленности, председателя комиссии совета РСПП Александра Бирюкова, `за последние три года потребление товаров легкой промышленности стабильно росло на 12% в год в то время, как налогооблагаемая база за этот же период росла лишь на 2%. Где все остальные деньги? Прошли мимо кассы и были вывезены за границу`, - говорит он.


При этом отечественные предприятия не только платят все налоги, но и вынуждены нести огромные издержки, сильно снижающие рентабельность производства. Например, доля сырья в конечной себестоимости любого товара легкой и текстильной промышленности составляет более 50%. Как им конкурировать с китайскими товарами, которые не просто произведены дешевыми рабочими, да еще и ввезены без всяких пошлин и налогов.

В чем же причина такого положения? По мнению президента РСПП Александра Шохина, причина тут - в отсутствии целенаправленного подхода к развитию отрасли, как со стороны самих участников рынка, так и со стороны госструктур. `Есть общие для всех отраслей промышленности инструменты, направленные на их поддержание и развитие. В настоящий момент необходимо перенести их в сферу легкой промышленности и понять, как их можно здесь применять, - отметил глава РСПП. - У государства должны быть приоритетные направления, каждому из которых должен выделяться свой объем поддержки, чтобы различные отрасли были избавлены от конкуренции за средства из того же инвестиционного фонда`.

Таким образом, будущее отечественной легкой промышленности сейчас зависит не только от государства - оно то, как раз, готово помочь - но и от самих участников рынка. По мнению экспертов, у российской легкой промышленности есть вполне неплохие перспективы. Важно лишь навести порядок в законах, а точнее в их исполнении, и помогать тем предприятиям, которые реально работают, а не изображают деятельность.

`Взять, к примеру, ту же `Глорию-джинс`, одного из крупнейших российских производителей одежды, - говорит Владимир Сальников. - Не так давно компания поставила перед собой задачу по существенному увеличению объемов, и пока у нее все получается`. А ведь подобных предприятий по всей стране достаточно.

Легкая промышленность не является каким-то исключением из правил. В последнее время в эту отрасль начинают инвестировать отечественные и зарубежные бизнесмены. Проводится модернизация производства, идет активное освоение новых технологий. Главное сейчас - не мешать друг другу и не пытаться решать корпоративные проблемы за счет всей отрасли.

Производства легкой промышленности Источник: aksnews.ru