В этот четверг, 12 октября, должно состояться подведение итогов конкурса по освоению двух месторождений апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, что в Мурманской области, - Партомчорр и Олений ручей. Конкурсная комиссия Мурманского территориального управления Федерального агентства по недропользованию должна определить победителя из трех участников - ЗАО `Северо-Западная фосфорная компания` (СЗФК), ЗАО `Газ-Ойл` и ОАО `Апатит`.
Победитель конкурса еще официально не назван, но многие эксперты уверены в том, что им станет точно не ОАО `Апатит`. Основания так считать достаточно веские, и базируются они, в первую очередь, на монопольном положении этой компании на отечественном рынке апатитового концентрата. ОАО `Апатит`, с которого началось знаменитое `дело Ходорковского`, входящее в данный момент в холдинг `ФосАгро`, разрабатывает шесть из десяти месторождений апатит-нефелиновых руд Хибинского массива Кольского полуострова и занимает почти 90% рынка апатитового концентрата. Неофициальный, но фактический статус монополиста дает ОАО `Апатит` прекрасную возможность самостоятельно, без оглядки на рыночную конъюнктуру, устанавливать цены на свою продукцию, являющуюся базовым сырьем в производстве минеральных удобрений.
Очевидно, в Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) прекрасно понимают, чем может обернуться для государства приход ОАО `Апатит` на оставшиеся месторождения Олений ручей и Партомчорр. Еще в апреле этого года глава ФАС Игорь Артемьев предупреждал министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева (письмо от 28.04.2006, ? ИА/6597) о том, что антимонопольная служба озабочена составом участников конкурса: `В частности, в случае, если по результатам торгов лицензии на пользование недрами указанных месторождений [Партомчорр и Олений ручей] получит ОАО `Апатит`, это приведет к дальнейшей монополизации рынка апатитового концентрата`. Тем более что, по данным Артемьева, сегодня из `20 заводов, перерабатывающих апатитовый концентрат, только 7 имеют гарантированный ресурсный источник`. `Остальные же предприятия отрасли, - пишет руководитель ФАС России, - вынуждены конкурировать не только в сфере производства и реализации готовых минеральных удобрений, но и по объемам, и доступу к сырьевым источникам`.
Кроме того, Артемьев подчеркивает, что ситуация на рынке осложняется истощением запасов апатит-нефелиновых руд, которые в природе не восполняются, ухудшением условий добычи, снижением качества руды и ростом себестоимости апатитового концентрата. Учитывая прогноз развития отрасли, глава ФАС России предрекает скорый дефицит предложения этого сырья при бурно растущем спросе, который вызван не в последнюю очередь реализацией национального проекта `Развитие АПК`. Таким образом, становится очевидным, что сохранение монопольного положения ОАО `Апатит` и его усиление Партомчорром и Оленьим ручьем ставит под угрозу успешное исполнение как минимум двух национальных проектов - `Развитие АПК` и `Доступное и комфортное жилье`. Ведь ценовая доступность минеральных удобрений - основа благополучия российского агропромышленного комплекса (каковой точно не будет при постоянном повышении ОАО `Апатит` цен на свою продукцию). Сохранение монопольного положения `Апатита` затронет и строительную отрасль. Причина в том, что комбинат, кроме апатитового, выпускает еще и нефелиновый концентрат, который является сырьем для производства цемента, доля которого в любом строительстве составляет почти 50%.
Скорее всего, осознавая шаткость своего положения, ОАО `Апатит` привлекло к решениям своих проблем пресловутый административный ресурс, как это часто бывает в России. Во всяком случае, именно на такую мысль наталкивает правительственная телеграмма губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова руководителю Роснедр Анатолию Ледовских, в которой он настоятельно просил перенести конкурс на более поздний срок. Свою просьбу Евдокимов мотивировал тем, что все резервные месторождения апатит-нефелиновых руд, включая Олений ручей и Партомчорр, еще во времена СССР планировались к разработке именно `Апатитом` в рамках общего плана развития единой рудно-сырьевой базы.
Вероятно, эта телеграмма не возымела воздействия: через короткое время на свет появились письма других государственных чиновников, дискредитирующие конкурентов ОАО `Апатит` по конкурсу. Причем главным образом СЗФК, потому что ЗАО `Газ-ойл` является дочерней структурой могущественного ОАО `Газпром`. Особенно показательны здесь письма депутатов Кировского горсовета, а также секретаря политсовета Мурманского регионального отделения партии `Единая Россия`, депутата Законодательного собрания Мурманской областной Думы В. Горина, в котором он рассказывает заместителю генпрокурора РФ по СЗФО И. Кондрату о том, что освоение СЗФК Партомчорра и Оленьего ручья якобы нанесет экономический ущерб государству. Логика автора этого письма не совсем понятна, особенно если учесть, что технико-экономическая оценка СЗФК добычи и обогащения запасов апатит-нефелиновых руд этих месторождений, выполненная институтом по проектированию горнорудных предприятий `Гипроруда`, Горным институтом Кольского научного центра РАН и научно-технической лабораторией `ТОМС`, значительно интереснее, т.к. планово-расчетная себестоимость в 2 раза ниже, чем фактическая на ОАО `Апатит`.
Параллельно с этим от представителей ОАО `Апатит` во власти участились нападки даже на само Федеральное агентство по недропользованию. Так, тот же В. Горин, занимавший одно время должность начальника обогатительного комплекса ОАО `Апатит`, в своем письме И. Кондрату сомневается в добросовестности действий представителей Роснедр, обвиняя их в коррупции. А мэр города Кировска В. Шапошник и вовсе попросил и.о. прокурора Мурманской области М. Ершова проверить законность приказа Роснедр, определяющего порядок и условия проведения конкурса. По мнению Шапошника, этот порядок не соответствует законодательству. ФАС России поддержала `решение Федерального агентства по недропользованию о проведении конкурса на получение в 2006 году прав на осуществление добычи апатит-нефелиновых руд месторождений Олений ручей и Партомчорр`. `Использование конкурсной процедуры при распределении указанных прав позволит выбрать наиболее эффективного недропользователя, ориентируясь не только на размер оплаты за получение лицензии, но и на его возможность в оптимальные сроки построить новый горно-обогатительный комбинат и начать добычу и рациональную переработку полезных ископаемых`, - говорится в письме (от 25.09.2006 ? ЦА?16390) заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова главе Роснедр Анатолию Ледовских.
Как бы то ни было, ОАО `Апатит` не стало отказываться от тяжелой артиллерии. Недавно Юрий Евдокимов в программе `Губернский час` в очередной раз выразил обеспокоенность по поводу того, что СЗФК намерена участвовать в конкурсе. А еще раньше губернатор направил в Генпрокуратуру письмо, в котором предупреждал об экологической катастрофе, якобы грозящей региону, если победу в конкурсе одержит компания, недружественная ОАО `Апатит`. Скорее всего Евдокимов имел в виду СЗФК и говорил о том, что новый недропользователь якобы будет загрязнять экологию региона, выбрасывая нефелин, содержащийся в руде. Правда, в ТЭО СЗФК черным по белому написано, что компания намерена как раз получать нефелиновый концентрат и перерабатывать по отдельной программе совместно с Институтом химии Кольского научного центра РАН (ИХТРЭМС) и `Акроном`. И эта работа уже идет больше года. А договор о сотрудничестве с `Акроном` подписал директор ИХТРЭМСа, президент КНЦ академик Калинников, который всю жизнь занимается проблемой комплексной переработки апатит-нефелинового сырья. `Апатит`, кстати, в течение 77 лет сбрасывает большую часть нефелина `в хвосты`. Глава области почему-то не встревожился усилением негативного воздействия на окружающую среду, когда с июля 2005 г. по апрель 2006 г. это предприятие отказалось поставлять нефелиновый концентрат его единственному переработчику и полностью отправляло нефелин в отходы. Вместе с тем совершенно очевидно, что новое предприятие снизит экологическую нагрузку с действующих хвостохранилищ (АНОФ-2, например), поскольку их возможности не безграничны. А рядом озеро Имандра, железнодорожная магистраль. Что будет, если вдруг прорвет дамбу? Вот куда стоило бы, видимо, направить усилия тех, кто обеспокоен экологической ситуацией в регионе.
В преддверии конкурса в некоторых федеральных СМИ появились материалы о якобы финансовой и производственной несостоятельности СЗФК. Якобы компания не сможет найти 1,3 млрд. долларов, необходимых на освоение Партомчорра и Оленьего ручья. Правда, абсолютно непонятно, откуда взялась эта цифра. Согласно ТЭО на месторождении Олений ручей строительство 1-й очереди ГОКа потребует в первые 4 года 265,5 млн. долларов, для выхода обогатительной фабрики на проектную мощность (1,9 млн. т апатитового концентрата и 1,8 т нефелинового концентрата) и в продолжение строительства подземного рудника в течение последующих 6 лет должно быть инвестировано еще 146,1 млн. долларов, а для выхода рудника на проектную мощность (6 млн. тонн руды в год) еще через 5 лет потребуется дополнительно 18 млн. долларов. Таким образом, для освоения месторождения и выхода предприятия на полную производительность потребуется вложить 429,6 млн. долларов в течение 16 лет с начала строительных работ. На Партомчорре для этих же целей предстоит вложить 499,8 млн. долларов, но в более длительные сроки. На освоение двух месторождений потребуется порядка 1 млрд. долларов. Для горных предприятий, требующих постоянных капвложений в развитие рудно-сырьевой базы и обновление техники, - это цифра не настолько пугающая. ОАО `Апатит` в соответствии с программой своего долгосрочного развития, о чем неоднократно упоминали его руководители, до 2020 года намеревается вложить такую же сумму на поддержание и развитие ныне действующих мощностей.
Стоит отметить, что СЗФК подконтрольна одному из крупнейших в России агрохимических холдингов с многомиллиардной выручкой - `Акрону`, что может служить гарантией состоятельности проекта. А то, что новое предприятие нужно региону, подтверждается предварительной оценкой конкурсных предложений по участию СЗФК в развитии социально-экономической сферы Мурманской области главой администрации города Апатиты М. Антропова. В нем Антропов четко говорит, что, во-первых, для города `очень важным является регистрация нового предприятия, что позволит увеличить поступление налогов в дотационный городской бюджет`, а, во-вторых, в предложениях `очень много плюсов для социально-экономического развития региона`. Кроме того, он подчеркивает, что `широкий спектр проблем, заложенных в предложениях СЗФК, свидетельствует о знании ситуации в регионе и стремлении не только построить новый горно-обогатительный комбинат, но и создать хорошие социально-бытовые условия для его работников, содействовать повышению жизненного уровня населения региона за счет своевременной выплаты налогов в бюджеты всех уровней и создания новых рабочих мест`. Последний пункт особенно актуален для Севера, с которого молодые специалисты вынуждены уезжать в другие регионы страны в поисках работы.
Помимо этого, СЗФК взяла на себя обязательство исправить демографическую ситуацию в области `за счет выплаты ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет`. Проблема занятости женщин будет решаться за счет создания рабочих мест на новой обогатительной фабрике и в социальной сфере. На всем этом фоне все заявления о какой-либо несостоятельности СЗФК, а особенно финансовой, абсолютно беспочвенны. Тем более что все документы, подтверждающие финансовую состоятельность, в полном объеме представлены в конкурсную комиссию, да и ряд договоров с партнерами по бизнесу о совместной разработке месторождений говорит в его пользу.
Кстати говоря, в те же газетных публикациях ОАО `Апатит` ставится в заслугу его давнишняя работа в Хибинском массиве, в том числе легкодоступные финансовые средства холдинга `ФосАгро`. Правда, при этом ничего не говорится о том, что финансовое положение самого ОАО `Апатит` у многих вызывает серьезные опасения. Например, у налоговиков - сумма налоговых задолженностей ОАО `Апатит` превышает 8 млрд. руб. В связи с этим вполне закономерен вопрос о том, хватит ли у него средств на освоение нового месторождения.
|