На сегодняшний день холдинговой компании `АвтоКрАЗ` принадлежит контрольный пакет акций кузнечно-штамповочного завода, который в настоящее время выпускает около 250 наименований поковок для КрАЗа. Основная номенклатура продукции, которую токмакский завод поставляет производителям грузовиков - ступицы, шестерни, валы, поворотные рычаги и т. д. Токмакские кузнецы наладили хорошие производственные связи и с другими предприятиями машиностроительной отрасли - Запорожским автомобилестроительным, Львовским и Лианозовским автобусными заводами, а также изготавливают детали для представителей вагоностроительной отрасли и производителей горно-металлургического оборудования. Однако владельцы предприятия все равно решили сменить профиль одного из его подразделений.
Причем даже местные наблюдатели, которых никак нельзя заподозрить в любви к ферросплавному делу, в один голос утверждают, что игра стоит свеч, поскольку речь идет о перспективе освоения одного из крупнейших в мире Токмакского месторождения марганцевых руд, расположенного на территории Васильевского и Токмакского районов Запорожской области. По данным Запорожской облгосадминистрации, здешние запасы руды значительно превышают запасы Никопольского месторождения (Днепропетровская обл.), на которых работают Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, и составляют 70% от всех запасов Украины. Среднее содержимое марганца в руде Токмакского месторождения - 25,8% (для сравнения, в Марганце и Орджоникидзе - 23%). Тем не менее разработка запорожской марганцевой руды до сих пор так и не была начата. Очевидно, что во времена СССР в этом не было смысла. Никопольский завод ферросплавов и без того является крупнейшим в Европе, а на Орджоникидзевском ГОКе, например, утверждают, что запасов только их участка хватит как минимум на 50 лет работы НЗФ. К тому же, в отличие от никопольского марганца, токмакский залегает глубже, и полноценное освоение месторождения требует строительства шахт. Впрочем, какие-то попытки освоить Токмакское месторождение делались под занавес существования Союза. Но затем все работы были брошены, едва начавшись.
Однако для `фиников`, похоже, реализация собственного ферросплавного проекта уже давно стала идеей фикс.Активность, связанная с ферросплавным бизнесом, наблюдается и на санируемом группой Приднепровском гидрометаллургическом заводе (Днепродзержинск Днепропетровской обл.). Группа Константина Жеваго задумала извлекать из руды марганец гидрометаллургическим способом, а затем при выплавке добавлять в железо, получая ферросплавы. Кроме того, `финики` обнародовали планы извлекать из привозной руды и шлаков молибден и ванадий. Эти металлы тоже служат хорошей и, кстати, недешевой добавкой в ферросплавы. И ферромолибден, и феррованадий улучшают структуру стали и повышают ее устойчивость к перегреву. Логично предположить, что, производя сталь с улучшенными свойствами в одном из цехов ТКШЗ, в других цехах из нее освоили бы производство новых поковок и штамповок для самых разных машин.
В сущности, эксперименты в области машиностроения, наверное, и есть программа-минимум для Токмакской ферросплавной компании. Однако один из менеджеров предприятия группы `Финансы и Кредит` на условиях анонимности все же признал, что более важной задачей является получение лицензии на промышленную разработку центрального участка Токмакского месторождения марганцевых руд, где сырье залегает не так глубоко, как на других участках. Но Токмакское месторождение в этом году так и не было выставлено на аукцион.
Интересно, что в какой-то мере заинтересованным в появлении в стране еще одной ферросплавной группы может быть главный ферросплавщик страны Игорь Коломойский. Фактически отстранив от управления Никопольским заводом ферросплавов менеджеров Виктора Пинчука, он, вероятно, не прочь и официально взять под контроль данное предприятие, но мешает этому законодательство о конкуренции. Наличие в Украине еще одного гипотетически крупного производителя ферросплавов помогло бы `Привату` решить вопрос с антимонопольным ведомством.
|