Министерство финансов подготовило Методологию, согласно которой Россия сможет постепенно избавиться от нефтегазовой зависимости, выделив все поступления от продажи углеводородов в отдельный фонд.
Как сообщает `Коммерсант`, `Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России` будет внесена в правительство Минфином сегодня. По своей сути - это план действий борьбы с `голландской болезнью` в экономике страны, который не имеет четких планов и нацелен на ознакомление субъектов политической воли с возможным вариантом решения проблемы.
Суть предложений Минфина сводится к использованию `раздельного учета нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов`. По мнению руководителя Минфина, необходимо изымать все нефтегазовые доходы в отдельный фонд, либо учитывать их отдельно от основного бюджета.
По одному из вариантов Минфин собирается использовать уже существующий механизм стабфонда, но при этом отказаться от фиксированной цены отсечения. В составе стабфонда предлагается выделить резервную часть и фонд будущих поколений. По другому варианту предлагается создание нового `нефтегазового фонда, в который направлялись бы все нефтегазовые доходы`.
Чтобы не быть голословным, А.Кудрин упомянул о формулировках понятия `нефтегазовые доходы`. К ним он относит:
- `налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов, полученных от реализации нефтегазовой продукции`. - акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. - акциз на природный газ, отмененный в 2004 году. - часть зачисляемого в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, природный газ и газовый конденсат. - вывозные пошлины от экспорта газа и нефтепродуктов. - `доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, поступающих от предприятий, осуществляющих добычу углеводородного сырья и производство нефтепродуктов, и доходы от деятельности СП `Вьетсовпетро``.
В Минфине подсчитали, что в 2006 году нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3,119 трлн руб. В 2007 году эти доходы сократятся до 3,195 трлн руб., а в 2009-м - до 2,457 трлн руб.
Сегодня механизм бюджетного распределения сырьевых доходов таков, что они регулируются только ценой отсечения для стабфонда, зафиксированной на уровне $27 за баррель. Согласно документу Минфина, она `не является определяющей для формирования расходов бюджета` и `средняя фактическая цена отсечения в 2007-2009 годах, согласно финплану, составит $33 за баррель`. Поэтому, по мнению Минфина, `резкое изменение валютных поступлений может приводить к скачкам обменного курса, инфляции и процентных ставок, доминирующей роли краткосрочных спекулятивных инвестиций и отсутствию условий для стабильного экономического роста`.
Чтобы не оставить экономику без нефтегазовых денег, А.Кудрин предлагает ввести в бюджетную практику `нефтегазовый трансферт`, исчисляемый в процентах от ВВП, которым будет покрываться `ненефтегазовый дефицит` бюджета. При этом Минфин предлагает `не обязательно покрывать ненефтегазовый дефицит нефтегазовыми доходами`, `он может финансироваться заимствованиями, поступлениями от приватизации, продажи госзапасов и другими источниками`, что, по идее, должно отвязать Россию от нефтегазовой зависимости или снизить ее.
|