Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Не рассчитывая на государственную поддержку, отечественные производители одежды пытаются самостоятельно сформировать в стране промышленные зоны. Для этого они создают отраслевые ассоциации и выходят на местные власти

`Конкуренция на российском рынке товаров легпрома просто немыслимая. Здесь уже не только китайцы и турки, но и бразильцы, мексиканцы, казахи, белорусы. Завтра у нас будет весь мир. Российских производителей может спасти только кооперация`, - заявили участники `круглого стола` `Кластеры легкой промышленности на Юго-Западе России`, который состоялся в Москве на прошлой неделе в рамках международной выставки городской моды `Джинсы`. По словам организаторов `круглого стола`, идея его проведения возникла после выхода в журнале `Эксперт` статьи `Джинсовые кулинары` (N 12 от 27 марта 2006 года).

Заявления игроков о том, что у нас уже `весь мир` продает свою продукцию, небезосновательны. Доля импорта на рынке товаров легпрома растет на 3-5% в год - это касается не только `серой` продукции, но и качественной брендированной одежды и обуви. С учетом того что общий объем рынка легпрома оценивается в 40 млрд долларов, а доля импорта - не меньше 80%, ежегодно импорт прирастает на нашем рынке почти на 2 млрд долларов. По словам участников `круглого стола`, иностранные производители более конкурентоспособны, чем российские, потому что включены в своей стране в кластеры (сообщества на одной отдельно взятой территории поставщиков и производителей сырья, фурнитуры, комплектующих и готового продукта). `А российские компании легпрома - это в основном вертикально интегрированные структуры, расположенные в разных частях страны. Они проигрывают иностранцам в издержках и мобильности`, - говорит Сергей Лозинский, управляющий партнер консалтинговой компании Bauman Innovation.

Тема кластеров была затронута именно на джинсовой выставке не случайно. На рынке одежды из денима наши компании смогли добиться, пожалуй, наибольших успехов. Производство джинсовых изделий в России растет на 20-30% в год, появились узнаваемые российские бренды: `Глория Джинс`, Urbano, Statesmen, MoroZoni. В основном джинсовую одежду в России производят несколько компаний в Ростовской и Краснодарской областях. Это небезызвестная `Глория Джинс`, а также такие довольно молодые предприятия, как `Гипад`, ИЛС, MoroZoni, - все они контролируют производственный цикл и розницу. По мнению участников `круглого стола`, именно эти компании способны в будущем стать основой первого в России швейного кластера. Ядром такого кластера могла бы быть сформированная `Глорией Джинс` производственная инфраструктура - двенадцать фабрик компании в Ростовском регионе, на которых работают 12 тыс. человек. Помимо высокой концентрации джинсовых фабрик, на Юге России есть еще один важный для формирования кластера фактор - дешевая рабочая сила. По словам Сергея Лозинского, `стоимость труда в этих регионах пока ниже, чем в Китае`.

`Соседский` маркетинг

Что же получит российская швейная индустрия с появлением кластеров? Прежде всего, кооперация обеспечивает членам объединения ценовое преимущество. `В России сегодня нет производства тканей, фурнитуры, аксессуаров, нам, производителям одежды, приходится покупать все это за рубежом - в Азии или Европе. Заказанный товар поступает в компанию через четыре-шесть месяцев, потом еще два месяца перерабатывается на местных фабриках и затем поступает в продажу. То есть общий производственный цикл у отечественной компании составляет шесть-восемь месяцев. Таким образом, капитал оборачивается в лучшем случае дважды в год, - рассказывает Сергей Лукьянов, председатель совета директоров группы компаний `Текстиль Профи`. - Теперь возьмем китайского производителя, например, из провинции Гуанчжоу, где есть целые города, представляющие собой сплошной джинсовый кластер. Утром он идет в ближайшую лавку, покупает понравившийся ему кусок денима, шьет из него джинсы и вечером продает. И так каждый день. То есть капитал у него оборачивается 365 раз в год. Понятно, что с таким оборотом он может себе позволить устанавливать минимальную наценку - меньше процента. Отечественному же производителю требуется наценка не ниже 20-30процентов, иначе он просто не покроет логистические расходы`.

Кластеры обеспечивают компаниям сокращение издержек, связанных с маркетингом и продвижением. `Я вспоминаю турецкий одежный кластер. Хозяин предприятия говорит рабочему: эй, посмотри, что сделали наши соседи. Через несколько минут тот в курсе всех новинок. Это очень эффективный маркетинг`, - говорит г-н Лозинский. `Соседский` маркетинг стимулирует постоянное улучшение качества продукта. `Очень правильно, когда конкуренты находятся рядом. Они следят друг за другом, смотрят, что сделал сегодня сосед: я должен завтра сделать то же самое, только лучше`, - говорит г-н Лукьянов. В кластерах сокращаются и расходы на рекламу: входящие в эти сообщества компании объединяют свои ресурсы на продвижение. Это, кстати, было бы очень на руку отечественным производителям одежды: сегодня никто из них не может провести масштабную рекламную акцию.

Перспективы кооперации

При всех своих плюсах кластеры имеют и существенный минус - они требуют колоссальных затрат, связанных с арендой земли, установкой коммуникаций, налаживанием инфраструктуры и проч. Поэтому в создании кластера всегда принимает участие государство - это подтвердил опыт создания крупнейших в мире кластеров легкой промышленности в Италии, Турции и Китае. В этих странах были выделены специальные зоны, где создали благоприятный инвестиционный климат: льготное налогообложение, выгодные условия кредитования, аренды недвижимости. Сегодня таким образом создают текстильные кластеры в ОАЭ, Мексике, Бразилии, а также в Белоруссии и Казахстане.

Потенциал для создания подобных кластеров есть сегодня и в России. Так, агентство Bauman Innovation провело исследование российских регионов, привлекательных для формирования кластера легкой промышленности. `Мы оценивали регионы по двум показательным для появления кластера параметрам - концентрации предприятий легпрома и уровню производительности труда`, - говорит г-н Лозинский. Было выявлено четыре группы областей страны. Первая - так называемые бывшие кластеры. К ним относятся регионы, где кооперация предприятий существует еще с советских времен, но они отличаются низкой производительностью труда - например, Ивановская область. Ко второй группе, где отсутствуют оба фактора, относится большинство российских регионов, расположенных на Урале и в Сибири. Интерес представляют третья и четвертая группы - `будущие кластеры`. В третью попали регионы с высокой производительностью труда, но небольшой концентрацией предприятий. Это прежде всего Московская и Ленинградская области. При государственной поддержке здесь можно создать полноценные промышленные зоны, увеличив количество фабрик. Наконец, четвертая группа - это регионы, где есть и большая концентрация предприятий, и высокая производительность труда. Это упомянутые выше Ростовская область и Краснодарский край. Сегодня в южных районах имеется швейное и обувное производство. При определенной поддержке государства здесь можно было бы организовать изготовление и комплектующих, и ткани. На сегодняшний день в России не производится одежной ткани. Единственная компания, которая выпустила недавно первые образцы джинсовой ткани, - холдинг `Яковлевский`, специализирующийся на тканях для домашнего текстиля.

Губернаторы и эффективность

Однако участники `круглого стола` сошлись во мнении: едва ли государство в ближайшее время будет озабочено созданием кластеров легкой промышленности. `В стране есть ряд проблем, которые требуют срочного вмешательства государства: самолеты падают, бензин дорожает. Мы отдаем себе отчет, что легпром не является сегодня приоритетом в развитии страны`, - говорит г-н Лозинский. В таких условиях главная задача игроков этого рынка - создание отраслевых союзов и ассоциаций. `Это давно поняли, например, итальянские компании, которым сегодня выгоднее не конкурировать друг с другом, а объединяться, чтобы лоббировать собственные интересы. Российские компании пока относятся к этому осторожно: многие мелкие производители опасаются крупных компаний`, - говорит Андрей Магарик, главный редактор журнала `Рынок легкой промышленности`. Впрочем, участники `круглого стола` заявили о договоренности создать первую ассоциацию швейных, текстильных компаний, а также поставщиков сырья и оборудования.

Второй шаг, который могут сделать участники рынка легпрома, - выход новых ассоциаций на региональные власти: губернаторов и мэров, у которых, в отличие от федерального центра, сегодня есть прямая заинтересованность в развитии кластеров. Речь идет об администрациях тех регионов, где нет сырьевых ресурсов и где жизненно важно развивать промышленное производство. Очевидно, что сотрудничество с местными властями поможет производителям выстроить и долгосрочные отношения с банками.

Однако помимо создания отраслевых союзов и диалога с местной властью отечественным производителям следовало бы прежде всего поднять эффективность своего бизнеса. Не секрет, что сегодня многие компании легпрома имеют довольно смутное представление о рыночной конкуренции. Между тем четкое позиционирование и грамотное управление способны обеспечить компании хороший рост и при неблагоприятной конъюнктуре. Пример тому - компании `Глория Джинс`, Ralf Ringer, холдинг `Яковлевский`, Альянс `Русский текстиль` и другие, предлагающие сегодня вполне способный конкурировать с импортом продукт.

Производства легкой промышленности Источник: expert.ru