Американские сотовые операторы, столкнувшиеся с насыщением рынка и снижением темпов притока новых клиентов, продолжают искать новые способы привлечения дополнительных доходов. Одной из самых перспективных дополнительных услуг сотовые компании и аналитики считают возможность использования телефона в качестве персональной рации уоки-токи. В этом случае абонент может нажатием кнопки связаться с нужным человеком или группой людей. И хотя на кнопку мгновенного вызова можно "повесить" всего одну группу абонентов, а связь будет налажена со всеми ними одновременно, такая система, может статься, будет пользоваться немалым спросом.
Доказательством тому служит пример компании Nextel Communications - пятого по величине сотового оператора США. Nextel предлагает услуги по использованию телефонов в качестве уоки-токи под маркой Direct Connect уже почти десять лет и за это время приобрела обширную клиентскую базу в лице многих корпораций и государственных организаций. В частности, такими услугами пользуются многие строительные и транспортные компании, технические службы и другие организации, где руководителю работ может понадобиться оперативно связаться с многими работниками. А например, в транспортных компаниях функции уоки-токи удобны для связи диспетчеров с водителями.
Для того чтобы использовать Direct Connect, абонент должен выбрать тарифный план, в который включена данная услуга, и поддерживающий ее телефон. Для связи в режиме уоки-токи используются специальные номера, состоящие из идентификатора зоны, идентификатора сети и личного идентификатора абонента. Присвоив один или несколько таких номеров определенной клавише телефона, можно быстро выходить на связь с нужными людьми. Тарификация времени разговоров по Direct Connect производится отдельно от тарификации обычных разговоров.
По мнению некоторых аналитиков, именно наличие услуги уоки-токи помогло Nextel занять лидирующие позиции на американском рынке по доходам в расчете на каждого абонента. Однако у сети Nextel есть и недостатки, например, она не обеспечивает устойчивой связи в сельских районах. Этим вполне могут воспользоваться конкуренты, готовящиеся к созданию собственных служб уоки-токи. Например, компании Verizon Wireless и Sprint PCS Group сообщили о намерении создать аналоги Direct Connect уде в этом году. В конце 2003 - начале 2004 гг. похожий сервис появится и у AT&T Wireless. Nextel, впрочем, тоже не спит и готовиться запустить услуги Direct Connect в общенациональном масштабе.
По всей видимости, растущая конкуренция заставит операторов снижать цены на услуги, подобные Direct Connect. Нужно отметить и то, что ряд ведущих производителей сотовых телефонов ведут разработку единого стандарта на сервисы уоки-токи. Их планируется реализовывать на базе сетей передачи данных 2,5G и, в перспективе, 3G. Возможно, в будущем, эволюция технологии телефонов-раций приведет к появлению в мобильных сетях пиринговых служб.
|