Сокращение числа вещевых ярмарок подняло рынок стоковой одежды в глазах инвесторов. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет стоковые магазины будут самым востребованным форматом одежных магазинов в регионах. Однако эксперты опасаются, что развитию рынка и новых операторов может помешать дефицит товара.
На прошлой неделе о выходе на стоковый рынок обнародовал еще один крупный инвестор. Группа компаний `Ташир`, до сих пор известная исключительно как девелопер (самый известный проект группы - ТРК `Рио` в ЮЗАО), объявила о планах создания 30 стоковых магазинов в Москве (площадью около 400 кв. м) и регионах (площадью около 200 кв. м). Ранее сообщалось, что часть магазинов группа планирует открывать в собственных торгцентрах, в открытие каждого `стока` планируется инвестировать $300-400 тыс. Сотрудник группы, просивший об анонимности, сообщил, что сеть будет специализироваться на продаже стоков бюджетных марок одежды, и средний чек ожидается на уровне 500-700 руб.
Проект группы `Ташир` - самый масштабный из заявленных в последнее время. Между тем заявлений об открытии стоковых магазинов в последнее время было немало. Например, недавно группа `Ж`, владеющая одноименной сетью обувных магазинов и одежными сетями Sultanna Frantsuzova, Evgenia Ostrovskaya и Sunie Li, собралась открыть в Петербурге пробный магазин под вывеской ИКЛМН, в котором планирует продавать нераспроданные остатки коллекций своих брэндовых магазинов. А в сентябре `Русская торговая группа` планирует открыть мультибрэндовый `сток` для всех своих марок (Morgan, BHS и др.).
`Стоки` заменят рынки
Участники рынка считают интерес к стоковому сегменту закономерным. Директор по розничной торговле сети `Вещь!` Светлана Козлова объясняет растущий спрос на стоковую одежду оттоком самой малообеспеченной части потребителей с вещевых рынков в цивилизованные магазины. `Рынки теряют покупателя,- констатирует Козлова.- Люди начинают понимать, что с учетом распродаж магазины дешевле рынков, что здесь считаются с правами покупателя, более качественный товар и т. д. Правда, для этой категории потребителей цена товара по-прежнему критерий номер один. Поэтому только стоковые магазины, предлагающие очень дешевые вещи, будут весьма востребованы в первую очередь`.
По мнению руководителя дисконтного направления сети Mexx Александра Ромашкина, стоковый рынок привлекателен для инвесторов относительно низкой конкуренцией. `Продажа стоков бюджетных марок - это, возможно, единственный еще не занятый сегмент рынка`,- полагает он. По мнению же сотрудника одной из стоковых сетей, в росте числа стоковых ритейлеров заинтересованы не только инвесторы, но и сети, торгующие брэндованной одеждой. `Пять-шесть лет назад покупатели сметали все, что ритейлеры завозили. Сейчас, когда счет маркам, представленным на рынке, идет на десятки, реализация начинает падать. Продается уже не 90-100% коллекции, а значительно меньше. Надо же кудато остатки сдавать. Проще и логичней всего продать их специализированной стоковой сети`,- считает он. По данным международного директора `Русской торговой группы` Марины Волощук, в среднем столичные одежные операторы реализуют в сезон 60-70% коллекции, еще 25-30% - во время распродаж. `Если после распродажи осталось 10-15% коллекции, это считается хорошим результатом`,- говорит Волощук.
Рынок закрывается
Правда, рассуждая о перспективах стоковых магазинов, эксперты весьма сдержанно оценивают будущее операторов, только сейчас выходящих на рынок. `Одежный рынок существенно отличается от автомобильного, строительного или продуктового, с которых сейчас инвесторы приходят в стоковые проекты,- замечает Светлана Козлова из сети `Вещь!`.- Между тем нужно понимать, что открыв магазины пусть даже с низкой ценой, они еще не создадут эффективного бизнеса. Придется подождать два года, прежде чем будут отлажены закупки`.
Но другие эксперты считают, что дорогу на рынок для новых ритейлеров может преградить ажиотаж, возникший вокруг стокового рынка. Сотрудник одной из действующих стоковых компаний настроен и вовсе пессимистично: `На рынке в этом году стал чувствоваться дефицит товара. Стоковых сетей стало достаточно много. Между тем у брэндовых сетей по мере роста числа магазинов стало накапливаться такое количество стоков, что им стало выгодней открывать собственныестоковые магазины. Поэтому, с прошлого года держаться только на скупке стоков в Москве стало невозможно. Все крупные сети сейчас значительную часть ассортимента закупают не у ритейлеров в России, а у производителей за границей. Новые операторы рискуют остаться с пустыми руками: в России его не набрать, а производителям из-за небольших размеров новых сетей с ними работать неинтересно`.
|