Как проконтролировать
степень бодрствования оператора? До сих пор
это удавалось делать лишь путем
регистрации времени реакции оператора на
световые и звуковые раздражители. Например,
он должен был периодически нажимать какую-нибудь
клавишу или кнопку. Для диспетчера это
подходит вполне, но как оградить от
засыпания водителей или летчиков?
Можно конечно понавесить
на их голову и тело кучу датчиков, которые
будут регистрировать параметры активности
организма и определять, заснул человек или
нет. Но какой водитель на это пойдет? Да и
летчику эти датчики не удобны в работе.
Решение проблемы нашли
московские изобретатели: Левин Яков
Иосифович и Федоров Владимир Александрович.
Они придумали простой и достаточно
надежный способ предупреждения
возникновения нештатной ситуации -
засыпания оператора и устройства для его
реализации, пригодного, в том числе, и для
использования на транспортном средстве и
не содержащего датчиков, ограничивающих
движение и функциональные возможности
оператора.
Принцип их идеи состоит в
том, что измеряют распределение давления
тела оператора на опорную поверхность, а
момент наступления фазы засыпания
фиксируют по изменению положения тела
оператора, которое определяют по
скачкообразному перераспределению
давления - нагрузки на опорную поверхность.
Определение момента
перехода от нижней ступени бодрствования,
предшествующей наступлению сна, в фазу
засыпания, по изменению положения или позы
тела, является бесконтактным и обусловлено
снижением тонуса мышц, в том числе и
поддерживающих позу тела в положении "сидя".
Это фиксируется путем непрерывного
измерения распределения давления тела
оператора на сиденье с помощью датчиков
давления, что позволяет достаточно надежно
и конструктивно просто контролировать
уровень бодрствования.
Информация для контакта:
103009, Москва, Средний
Кисловский пер., 7/10, кв.26, А.С. Попову
|