В Ташкенте недавно достигнуты договоренности о прямых поставках хлопка из Узбекистана в некоторые регионы России. Это позволит избежать многочисленных посреднических "цепочек", повышающих конечные цены на хлопок минимум на треть. По экспертным оценкам, сложилась реальная угроза вытеснения узбекских хлопкопроизводителей с российского рынка, что нежелательно не только по экономическим причинам. С одной стороны, в Узбекистане цены на хлопок регулируются государством, из-за чего они, с учетом высоких транспортных издержек, зачастую оказываются выше, чем у конкурентов из других стран.
Но с другой стороны, прямые поставки хлопка из Узбекистана, например, в Ивановскую область пока составляют только 4 процента от общего количества поставок из этой страны. Узбекский хлопок попадает в область через автономные от США Виргинские острова, откуда поставлена в 2005 году 31 тысяча тонн; из самих США (10 тысяч тонн), Швейцарии (6 тысяч тонн), Дании (2,5 тысячи тонн), Сальвадора (1,3 тысячи тонн). Напрямую же из Узбекистана было поставлено менее 2 тысяч тонн.
Аналогичный "ассортимент" стран при поставках узбекистанского хлопка в другие регионы РФ. Схожая пока ситуация с импортом хлопка из Азербайджана, Киргизии, Туркмении, Казахстана. Увеличение поставок узбекского хлопка через страны или фирмы-посредники характерно не только для Ивановской области, но и для других регионов России. Это обусловлено интересами участников рынка, формирующих цены с использованием офшорных зон и "серых" схем поставок. Кроме того, одна из главных причин продажи хлопковолокна через третьи страны состоит в том, что кредиты, предоставляемые иностранными банками, пока намного дешевле и выгоднее кредитов, предоставляемых российскими банками или банками стран-производителей хлопковолокна.
Планируется создание в Ивановской и других "текстильных" областях РФ консигнационных складов (терминалов) по накоплению и реализации узбекского хлопка. Дорабатываются проекты долгосрочной аренды некоторых хлопковых плантаций в Узбекистане российскими текстильными заводами или компаниями. Аналогичные договоренности, как сообщали "РГ" и "РБГ", имеются и уже реализуются между РФ и Таджикистаном. Как полагает узбекистанский эксперт Лазиз Хаджиахмедов, "если мы будем на склад в какой-либо области поставлять хлопковое волокно и при этом будем осуществлять таможенное оформление с обязательной уплатой НДС, то российский потребитель наше волокно, вряд ли сможет купить. Потому что это будут неконкурентоспособно высокие цены". Кстати, НДС на среднеазиатский хлопок для стимулирования прямой торговли отменен или резко снижен в Белоруссии, Украине, Молдавии, Грузии, Армении, странах Балтии.
Что касается мировых цен, они пока стабильны, но имеют тенденцию к снижению из-за перенасыщения хлопком многих регионов-импортеров и производителей. Если потребление хлопка в индустриальных странах снизится, а прогнозы на урожай окажутся высокими, тогда вероятность снижения цен в мае-июле повысится. В этом варианте хлопок, возможно, будет находиться в диапазоне 44,5-45,5 цента за фунт против нынешних 46,5 - 47 центов за фунт. Ситуацию изменит формирование в рамках ЕврАзЭС общего рынка товаров, капиталовложений и услуг, в котором будут ценовые, таможенно-налоговые и другие преференции. Переговоры по этим вопросам ведутся с участием Узбекистана, вступившего в 2006 г. в упомянутый блок. Главные проблемы - в характере цен (мировые или взаимно согласованные), условиях товарного кредитования, сроках введения преференций и их распространения на весь ассортимент "общеблоковой" торговли, а также в транспортных тарифах. Узбекская сторона предлагает наладить долгосрочные прямые поставки хлопкосырья в Россию (кстати, в Белоруссии доля прямых поставок среднеазиатского хлопка в общем объеме его поставок туда превышает 70 процентов).
|