Российскими
изобретателями был предложен недорогой
метод гарантированного обнаружения
незаконных врезок в трубопроводы, который
может быть использован
правоохранительными органами и
владельцами перекачиваемого продукта для
выявления незаконного отбора нефти,
бензина, газа и других продуктов.
Эксплуатация
трубопроводов для транспортировки бензина,
нефти, газа и других продуктов, является
предметом пристального внимания
криминальных структур. Очень часто
правоохранительные органы регистрируют
факты незаконной врезки в трубопровод и
откачки из него бензина, нефти или иных
продуктов. Государство и владельцы
продукта теряют на этом воровстве
миллиарды рублей. Большой процент
продуктов при перекачке по трубопроводам
уходит в так называемое ?никуда?. Природа
этого ?никуда? либо состоит в не
выявленных утечках, либо в незаконной
откачке.
Общепринятый и
единственный, который применяется, способ
обнаружения несанкционированного отбора
продукта из трубопровода, заключается в
поиске мест вскрытия оболочки трубопровода
путем обхода (визуальное обследование)
трассы, где проходит трубопровод. Хорошо,
если трубопровод лежит над землей. Но
нефтепроводы, например, находятся под
землей и вполне понятно, что данный способ
не позволяет надежно выявить места, где
происходит незаконная откачка по причине
их скрытости.
А применяющиеся
устройства электромагнитного обследования
служат лишь для успокоения собственных
нервов. Они также абсолютно не эффективны,
поскольку отрезки и диаметры врезок в
стенку трубопровода на фоне его большого
диаметра и массы не позволяют их ощутить
методами радиолокации и индуцирования.
В настоящее время не
существуют какие-либо технические
устройства, позволяющие решить задачу по
обнаружению места отбора из подземного
трубопровода.
Российским изобретателям
Володину Евгению Ивановичу и Дозорову Тому
Анатольевичу удалось придумать, как
выявить место врезки в трубопровод, не
прибегая к производству каких-либо новых
устройств и с привлечением минимальных
средств для выполнения поставленной задачи.
А решается все просто.
Существует так называемое устройство для
контроля внутренней поверхности
трубопровода, которое предназначено совсем
для других целей - для решения
технологических задач проверки внутренних
стыков труб. Оно содержит подвижный узел с
электронными блоками на опорных роликах
механически соединенный с поршнем,
передвигающимся внутри трубы, и датчик
пройденного пути в виде колеса, прижатого к
стенке.
Для решения задачи
нужно датчик отверстий переделать в виде
кольца из подпружиненных прямоугольных
изоляторов, на внутреннюю сторону которых
закрепить электроды в виде кружков, диаметр
которых равен среднему диаметру отверстий
в стенках трубопровода. При этом каждый
электрод должен быть соединен через
резистор с общим генератором ВЧ напряжения,
а также с пороговым устройством, выходы
которых через схему или соединены с
управляющим входом счетчика, соединенного
с датчиком пройденного пути, выполненного в
виде двух магнитопроводящих дисков с
зубчатыми краями, между которыми
расположен кольцеобразный магнит, с
помещенной внутрь контактной группы.
В этом случае устройство
будет работать следующим образом:
?На
направляющих роликах 1, которые катятся
внутри трубы 2 и удерживают контейнер 3 с
электронными блоками и другие элементы
устройства, оно двигается внутри
трубопровода. Оно может быть также
скреплено, например, с очищающим
устройством, которое является по существу
поршнем, и его удобно использовать в общем
технологическом цикле. Датчик отверстий в
виде кольца из прямоугольных изоляторов 4
закреплен на общей платформе и движется
внутри трубы. Изоляторы 4, образующие кольцо,
закреплены на подпружиненных кронштейнах (на
рис. 1 они не показаны) и все время прижаты к
внутренней поверхности трубопровода. На
внутренней поверхности изоляторов 4 (условно
они на чертеже прозрачны) находятся
электроды 5, каждый из которых вместе с
корпусом трубопровода образует
электрический конденсатор, емкость
которого определяется диэлектрической
постоянной изолятора и площадью электрода 5
в условиях сплошной внутренней поверхности
трубы?, - утверждают Володин и Дозоров.
?При
встрече на пути датчика отверстия
неразрешенного забора электрическая
емкость электрода, под который попадает
отверстие, резко падает, что и фиксирует
электронная схема устройства, показанная
на рис. 2 слева. Упомянутые электрические
емкости обозначены на ней позицией 7. Вместе
с резисторами 8 они образуют делитель
напряжения переменного тока для каждой
электродной ячейки. Все делители
запитываются от одного генератора ВЧ
напряжения 9.
Как уже говорилось,
возникновение заборного отверстия на пути
движения устройства вызывает резкое
уменьшение какой-либо из емкостей 7,
Пороговое устройства 10, на которое подаются
напряжения со всех емкостей (делителей)
фиксирует увеличение напряжения, и через
схему ИЛИ 11 подает команду на счетчик 12,
который заносит в память количество
импульсов, поступивших по счетному входу от
датчика пройденного пути 13. Последний
представляет собой колесо, прижатое к
стенке трубы, и снабженное контактной
группой 17, замыкающейся при каждом обороте.
Им может быть, например, один из
направляющих роликов 1.?
Конечно, при движении
такого устройства внутри трубы, по которой
прокачивается нефть, условия работы
датчика будут крайне тяжелыми, поскольку
нефть является прекрасной смазкой, и
условия "сухого" качения ролика по
стенке трубопровода даже при сильном его
прижатии будут плохими. Изобретатели это
понимают и чтобы избежать неточности
отсчета пройденного пути в предложенном
устройстве предлагают использовать
оригинальный датчик, конструкция которого
показана на рис. 3.
Таким образом, запустив
устройство в местах технологического
внедрения чистящего скребка и обнулив
счетчик, изобретатели гарантируют, что на
следующей станции удастся получить
информацию о местах нахождения "криминальных"
отверстий в трубопроводе и принять
соответствующие меры по их ликвидации.
Информация для контакта:
113461, Москва, а/я 43, Т.А.Дозорову
|