О подделке своих тканей первыми из ивановских производителей около трех лет назад заявили руководители Самойловского ХБК. Несколько месяцев назад поддельные ткани обнаружили и 'Шуйские ситцы'. Чаще всего недобросовестные производители воруют дизайн, изменяют в рисунке несколько незначительных деталей и наносят рисунок на собственные ткани, качество которых намного ниже, чем у 'родных тканей' самойловцев или шуян.
При этом они ловко пользуются тем, что по российскому законодательству внесение определенного количества отличий равнозначно созданию нового рисунка, и поэтому закон об охране авторских прав в этом случае оказывается не на стороне реальных авторов. По большому счету, в данном случае покупатели (и оптовики, и потребители конечного продукта) сознательно вводятся в заблуждение: если существует известный фирменный рисунок, то вряд ли покупатели будут запоминать его в мельчайших подробностях. Тем не менее, пока законы оставляют подобные лазейки, всегда найдутся те, кто захочет ими воспользоваться.
По словам генерального директора ОАО 'Самтекс' Андрей Смирнова, производители контрафактных тканей наносят огромный урон имиджу марки. Подпольные производители часто используют дешевые импортные ткани. В то же время и импортеры могут использовать рисунки, разработанные российскими художниками. При этом печатают их на дешевых смесовых тканях, в которых наряду с хлопком используется полиэфир. При этом может быть заявлена, что ткань изготовлена из 100-процентного хлопка или указывается соотношение натуральных и искусственных волокон, не соответствующее действительности. Этим часто грешат производители из Китая и Турции. В результате получается ткань с ярким рисунком, но при этом используются низкокачественные красители, так что после первой же стирки рисунок вылиняет. Ткань на ощупь грубая, холодная. Для постельного белья такие ткани, по мнению российских специалистов, мало пригодны. Бывает и так: из-за рубежа импортируется с помощью полулегальных схем суровье, а здесь на небольших предприятиях уже наносится рисунок, разработанный известной маркой.
Маша, да не наша
Крупные текстильные предприятия, даже если и имеют в своем составе швейные подразделения, значительную часть своей продукции продают крупным оптовикам. В конце концов эта ткань перешивается в те же комплекты постельного белья. Нередко на этикетках таких комплектов полуподпольные швейники указывают раскрученную марку, например, 'Самойловский текстиль'. Хотя на самом деле 'Самтексу' принадлежит только ткань, из которой пошиты КПБ. 'В таком случае мы отвечаем только за качество ткани, - говорит А.Смирнов. - Кто шил комплекты и как шил - мы не знаем. В принципе, такой производитель имеет право указывать на этикетке, что ткань произведена на ОАО 'Самтекс'. Но использовать марку 'Самойловский текстиль' или текстильного холдинга 'Яковлевский' они не могут'.
Борьба с переменным успехом
Производством поддельных тканей и КПБ занимаются мелкие производители, объемы выпуска у которых составляют менее 1-1,5 млн погонных метров в месяц. У крупных производителей есть свои дизайн-студии, свои художники, они разрабатывают свои рисунки. Судя по всему, подделки на рынке текстильной продукции - как карикатуры для политиков: если они появляются, значит, их объект пользуется популярностью и спросом. Все ивановские производители, столкнувшиеся с подделками своей продукции, отмечают, что контрафакт появляется после того, как бренд начинает пользоваться спросом.
Можно ли защититься от подделок? Практика показывает, что в большинстве случаев это очень сложно. Ряд предприятий для того, чтобы 'пираты' не успели украсть рисунок, очень быстро меняют ассортимент тканей, благо современные дизайн-студии это позволяют. 'Обычно рисунки живут 6-7 месяцев, - поясняет А.Смирнов. - Но есть такие рисунки, которые пользуются устойчивым спросом на рынке год и больше. Снимать их с производства при постоянной востребованности на рынке просто рука не поднимается'.
Есть еще один способ, который, правда, производители не любят афишировать. Если удается выявить, кто именно подделывает рисунки, то с руководством этого предприятия ведутся переговоры. Дело в том, что крупные предприятия могут просто 'задавить' объемами своих более мелких конкурентов и сбить цену на рынке за счет объемов. Конечно, большой прибыли подобные операции не приносят, зато надолго отбивают охоту в 'пиратов' заимствовать рисунки. Тем не менее, по оценкам экспертов, ущерб, который наносит контрафактная продукция производителям, исчисляется сотнями миллионов рублей.
На заметку потребителю Как отличить поддельный КПБ
1. Как правило, рисунок на постельном белье известных марок яркий, четкий, красивый. На предприятиях тщательно отслеживают качество печати, поэтому никаких смещений, наплывов краски быть не должно. 2. Стойкость красителя - один из четких показателей подделок. Крупные производители, например, тот же 'Самтекс', используют дорогие качественные импортные красители. Стойкость печати можно определить очень простым способом: потереть ткань белым платочком. Если при сухом трении осталось немного краски, ничего страшного - это в пределах допустимого. Если же на белом платке появилось яркое пятно, то можно быть уверенным: перед вами контрафакт, который вылиняет при первой же стирке. 3. Качество суровья. Уважающие себя производители не печатают на разреженных тканях. По словам А.Смирнова, 'Самтекс' не работает с тканями с поверхностной плотностью ментше 115 г на кв.м. То есть если ткань просвечивает, если она редкая, то это однозначно подделка. Срок службы такой ткани очень небольшой. 4. Качество пошива. Уважающие себя производители следят за качеством пошива. Поэтому в 'родных' комплектах не может быть неровной строчки, торчащих ниток, перекоса рисунка при раскрое и тому подобных дефектов. 5. Упаковка - тоже один из характерных показателей. На многих предприятиях, которые не только производят ткани, но и шьют постельное белье, установлено упаковочное оборудование и, как правило, не дешевое. Текстильный холдинг 'Яковлевский', в который входит 'Самтекс', считает упаковку одним из способов защиты от подделок и выделяет значительные суммы на оформление КПБ. Плотный, мягкий полиэтилен, яркий вкладыш, отпечатанный на высококачественном оборудовании - все это признаки 'родного' КПБ. 6. Основное отличие поддельного постельного белья (как и других видов продукции легпрома) - это цена. Качественный комплект по определению не может стоить 200-250 рублей. Если КПБ сшит из широких тканей, то его цена должна быть не ниже 400-450 рублей в зависимости от типа (1,5-спальный, двуспальный, евро, семейный, и т.д.). Ткань шириной 150 см стоит не менее 24 рублей за метр, шириной 220 см - не менее 40 рублей за метр. Низкая стоимость комплектов может достигаться за счет низкого качества (и стоимости) суровья, готовой ткани, пошива. Поэтому низкая цена должна сразу настораживать и заставлять задаться вопросом, не подделка ли это, даже если на этикетке указан известный производитель.
|