До сих пор казахстанские швейники закупают ткани в соседнем Китае и в России, но одежда, пошитая из дешевого материала, недолговечна. Доступные ткани из-за рубежа нашли массовый спрос и среди казахстанских структур, пользующихся спецодеждой. Но если рядовой покупатель сам отвечает за выбор товара, то силовики, которым сапоги полагаются на год, а камуфляж на полгода, обязаны подчиняться ведомственным нормам, даже если форма, изготовленная из низкосортной ткани, начинает расползаться уже через месяц. Острая потребность в текстиле надлежащего качества подтолкнула корпорацию к идее возрождения отечественной текстильной промышленности.
До покупки Усть-Каменогорского комбината шелковых тканей (КШТ) корпорация Nimex занималась сбором и переработкой хлопка на юге Казахстана. Волокно отправляли в основном в Россию и Прибалтику. Однако два года назад компания сделала ставку на собственное ткацкое производство и выпуск готовых изделий. Из многих вариантов экономисты выбрали Усть-Каменогорский комбинат шелковых тканей, который к этому времени прошел через процедуру банкротства.
Его технологические линии с использованием искусственного волокна устарели не только морально: за годы простоя в ветхое состояние пришла вся база. Новым хозяевам пришлось ремонтировать производственные корпуса, менять всю систему жизнеобеспечения.При этом корпорация решила все сделать основательно. Например, отказалась от металлических труб в пользу металлопластика - дороже, зато срок службы вдвое больше. А при выборе поставщика оборудования предпочтение отдала немецким машиностроителям, предложившим самые последние технические разработки с 25-летним сроком гарантии. - Мы взяли в немецком банке дешевый кредит - 15 млн евро на 8 лет под 7% годовых, - рассказал директор Nimex Бахыт Каныбеков. - Для нас это выгодно, несмотря на гарантийные риски в 300%. Мы надеемся быстро окупить затраты. Государство предоставляет хорошие условия для развития текстильного бизнеса. Через инвестиционный комитет нам предоставлены льготы на имущество, подоходный налог и транспорт, таможенные льготы на ввозимое оборудование. Это дает возможность снизить себестоимость продукции. Такие преференции мы намерены использовать максимально и уже запланировали строительство еще одного комбината на юге Казахстана, причем с нулевого цикла. Сегодня потребности внутреннего рынка довольно большие. Мощности усть-каменогорского завода, например, рассчитаны на 2 тыс. тонн хлопкового сырья с выходом готовой ткани в объеме 1,5 млн погонных метров в год. Но и при запуске еще одного аналогичного производства спрос на ткани, отвечающие соотношению "цена - качество", не будет удовлетворен, а у корпорации останется достаточно хлопкового волокна, чтобы отправлять его на экспорт. Гораздо выгоднее продавать готовые ткани, чем хлопковое сырье, поэтому в долгосрочных планах - не только покрытие потребностей внутреннего рынка, но и освоение зарубежных. Серьезным доводом для Nimex при выборе усть-каменогорского комбината стало то, что здесь сохранен костяк специалистов и квалифицированных рабочих. Переучивать опытных работников много проще, чем готовить кадры с нуля. Местные же ткачи начали изучать новое оборудование по ходу его монтажа с помощью немецких специалистов, а заодно и осваивать теорию работы на нем.Помимо приобретения ткацких навыков им сейчас приходится знакомиться с компьютерным программированием. Линии предназначены для выпуска смесовых тканей с 80-процентным содержанием хлопка и 20-процентным полиэстровых нитей. Это придает текстилю вид, крепость и несминаемость. Вся Европа ходит в смесовых тканях, считая это достижением новых технологий. Ширина полотна будет варьироваться от 1,5 до 4 метров, а плотность - от тонких платяных до гобеленовых. Это результат технических возможностей станков, которые легко перенастраиваются. В планах у казахстанских текстильщиков еще покупка универсальных цехов по комплексному пошиву одежды. Такое оборудование позволяет в течение дня одеть самого взыскательного клиента. Аппаратура самостоятельно снимает мерки, делает компьютерный дизайн на любой вкус, цвет и из любой ткани. А через несколько часов изделия в любом количестве и ассортименте уже готовы. Причем качества, соответствующего фирменному аналогу, но по среднепотребительской цене.
|