Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
КОНЕЦ ЧЕЛНОКА

Минэкономразвития переходит в решающее наступление на бизнес челноков. Порог беспошлинного ввоза товаров может быть снижен с 65 000 до 15 000 руб. Однако текстильной промышленности эта мера уже не поможет, полагают эксперты, зато обычных туристов, сделавших за границей приобретения больше чем на $532, на российской таможне будут ждать неприятности.

Искоренить беспошлинную торговлю - давняя мечта таможенников. Нормы ввоза без пошлин надо сокращать, потому что 'ездить с баулами - это нецивилизованно' и мешает развитию российской промышленности, говорил год назад в интервью 'Ведомостям' руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. Одной победы таможенники уже добились: со вчерашнего дня по постановлению правительства граждане могут ввозить без уплаты пошлин не 50, а 35 кг товаров и пересекать границу не раз в неделю, а раз в месяц.

Этим достижением Минэкономразвития, которому с 2004 г. подчиняется таможня, ограничиваться не собирается. С 1 января 2007 г. максимальная норма беспошлинного ввоза товаров может быть снижена с 65 000 до 15 000 руб., заявила директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина. Соответствующие поправки могут быть приняты Госдумой осенью, добавила она. Борьба с челноками может привести к росту цен на ввозимые ими товары на 30% и выше, но вести ее необходимо: из-за того что челноки не платят НДС и таможенные пошлины, создаются неравные условия для российских производителей, которые 'зачастую вынуждены работать нелегально', уверена Баландина. В европейской части России челноки обеспечивают 20-30% импортной одежды и обуви, а на Дальнем Востоке - 60-80%.

'Надо порядок наводить', - одобряет действия федеральных властей замгубернатора Читинской области Виктор Столяров. Часть жителей области потеряет работу, но челночной торговлей занимается 'незначительный процент', говорит он. Работу в области найти можно, а челноки, как правило, - 'бедные женщины, наемные работницы живущих в России китайцев', уверяет Столяров. По его словам, китайцы называют их 'кэмэлами'.

Однако текстильной промышленности, лоббировавшей отмену челночной торговли с середины 1990-х гг., усилия чиновников уже вряд ли помогут, полагают эксперты. Таможенная стоимость импортных товаров в 2005 г. была занижена на 23%, отмечает экономист Центра развития Сергей Пухов, сравнивавший таможенную статистику России и ее торговых партнеров. 'Но главная проблема не в челноках, а в сером импорте', - уверен Пухов. В сером импорте из Юго-Восточной Азии видит главную угрозу для легпрома и директор по маркетингу группы компаний 'Чайковский текстиль' Евгений Титов: 'За 2005 г. цены на китайский текстиль снизились на

5-8%, а у российских производителей из-за роста издержек выросли на 5,5%'. Челноки - не конкуренты российских производителей, потому что работают в разных нишах, добавляет президент альянса 'Русский текстиль' Владимир Столяров: челноки завозят по большей части одежду, а российские предприятия занимаются в основном производством хлопчато-бумажных тканей. 'Главная причина упадка легпрома не в конкуренции с дешевым импортом, а в том, что предприятия много лет не модернизировались', - уверен он. Тем не менее если бы на таможне был порядок, ниш для развития отечественной промышленности было бы больше, полагает экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

А вот у обычных туристов, возвращающихся из-за границы с покупками на сумму выше 15 000 руб., возникнут проблемы. 'Они должны будут платить пошлину', - предупреждает представитель Минэкономразвития Константин Богданов. Любителям шотландского виски придется выложить 2 евро за литр. А тем, кто решил приодеться за рубежом, - 20% за костюм или платье, но не меньше 2,5 евро за 1 кг, а за сапоги - 15% плюс 0,7 евро за пару.

Производства легкой промышленности Источник: vedomosti.ru