Горнолыжный спорт привлекает многих неповторимыми ощущениями, которые постигаешь во время спуска. Однако наслаждаться спуском с горы может только тот, кто уже хорошо освоил горные лыжи или сноуборд. Новички воспринимают первые спуски с большим страхом, особенно, когда постепенно увеличивается скорость. Эта боязнь чревата неадекватными действиями, которые часто сопровождаются травмами при падении. Но новое поколение лыж и досок для сноуборда будет оснащено встроенными электронными тормозами, которые замедлят их скорость прежде, чем у новичка возникнет паническое состояние страха.
Новая система торможения была разработана Виктором Петренко, инженером Лаборатории Ледовых Исследований Коледжа Дартмут в Новом Гемпшире. Его идея основана на установке пары проводов на нижней стороне вдоль всей доски или лыж (по одному в каждом ребре каждой лыжи) почти до середины, где есть прерывание, не дающее им контактировать между собой. Сами провода связаны с питанием 3-вольтовой батарейки. Один конец провода установлен на (+), другой на (-). В результате, вокруг каждого провода формируется пересекающийся ряд положительных и отрицательных электродов, который охватывает пространство в пределах нескольких миллиметров вокруг каждого провода на доске и всю нижнюю сторону каждой лыжи.
Эффект торможения проявляется в результате полезного свойства льда, который является диэлектрическим материалом, проводящем заряд. Когда зона положительного электрода входит в контакт с плотным снегом, это стимулирует отрицательный заряд на поверхности; таким же образом, отрицательный электрод стимулирует положительный заряд на снегу. Поскольку разноименные заряды притягиваются, это заставляет плоскость доски или лыж сильнее прилипать к снегу, увеличивая силу трения, что затормаживает спуск.
Но есть и другой эффект, который также тормозит скорость. Если рассмотреть под микроскопом поверхность снежного покрова трассы горнолыжного спуска, то можно увидеть, что частицы снега состоят из рядов ультратонких льдистых чешуек высотой несколько микрометров. Когда эти чешуйки входят в контакт с двумя разнополярными электродами на одной из лыж Петренко, они пропускают через себя малый ток, который плавит лед. Контактные точки крошечны и плавление происходит в пределах миллисекунды. Сила, требуемая, чтобы нарушить соединение между лыжей (доской) и льдом помогает сдерживать лыжника.
Тормоза прошли успешные испытания и сейчас готовятся линии по их запуску в массовое производство, которое планируется в следующем году. Датчик, который контролирует скорость спуска включает тормоза, если начинающий горнолыжник спускается слишком быстро.
Петренко ожидает, что его идея найдет массовый спрос. В прошлом году, 11000 англичан были травмированы (включая переломы конечностей) при катании на лыжах и сноуборде с гор Франции, из них несколько погибли. Следующая цель Петренко состоит в том, чтобы придумать ботинки и автомобильные шины, которые бы работали на торможение аналогичным методом.
Информация для контакта: Claire Bowles, claire.bowles@rbi.co.uk, 44-207-331-2751, New Scientist
|