Ежегодно государственные ведомства тратят на закупку форменной одежды более 130 млн грн. Такими оборотами может похвастаться далеко не каждый бизнес, поэтому пошив формы для бюджетных структур кажется многим выгодным, хотя и неоднозначным вложением средств. Понятно, что деятельность, связанная с государственными закупками, особенно нуждается в наличии соответствующих связей и финансовых возможностей, необходимых для того, чтобы эти связи поддерживать. Поэтому нет ничего странного в "парадоксе", когда производственные предприятия жалуются на хронические неплатежи, сложность тендерной процедуры и неблагополучные нормы закона, но при этом продолжают работать и даже наращивать обороты. К примеру, запланированные на 2005 г. Расходы Минобороны на продукцию легкой промышленности составляют около 95 млн. грн., МВД - 20 млн. грн., МЧС - 12,8 млн. грн., налоговой администрации - 2,6 млн. грн., пограничной службы - 0,5 млн. грн. Практически все закупки формы осуществляются на открытых конкурсах - тендерах. Производятся они по стандартной схеме, предусмотренной Законом Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства". В ноябре - начале декабря, т.е. после утверждения госбюджета на следующий год, госструктура формирует план закупок и на основании этого плана размещает объявление о тендере в журнале "Вестник государственных закупок". Далее от желающих принимаются заявки, после чего предоставленная ими информация должна пройти тщательную экспертизу. Затем госструктура выбирает наиболее привлекательное тендерное предложение, осуществляет его акцепт и заключает договор на поставку продукции, чаще всего поквартальную. Результаты проведенного тендера публикуются все в том же "Вестнике государственных закупок". На бумаге схема выглядит просто. В реальности, как обычно, дело обстоит куда сложнее. Согласно законодательству, участником тендера может стать любое физическое или юридическое лицо. Для начала ему придется потратиться на тендерную документацию. Сколько - зависит от того, кто непосредственно занимается организацией торгов. К примеру, МЧС, МВД и Минобороны делают это самостоятельно, в итоге плата за тендерную документацию, к примеру, у Минобороны составляет 167 грн., а у МВД - 57-99 грн. Другие заказчики (к примеру, Судебная палата ВСУ) предпочитают перекладывать заботы по организации тендеров на Центр тендерных процедур, который за комплект тендерной документации берет не менее 1000 грн. При этом в 2003 г. тендерная документация стоила 20-30 грн., а то и вовсе была бесплатной. Кроме того, каждому участнику тендера придется собрать массу бесплатных справок (из налоговой, фонда социального страхования и т.д.), раскошелиться на парочку платных справок - из агентства по вопросам банкротства (около 100 грн.) и из банка о наличии средств на счету и отсутствии кредитной задолженности (около 20 грн.), а также предоставить заказчику тендерное обеспечение в размере 5% от суммы поданного предложения, в случае выигранного тендера - еще 15% в качестве обеспечения исполнения договора. А, например, победителям тендера по закупке швейных изделий для нужд МЧС вообще предписывается внести 3 тыс. грн. за "юридическую консультацию" и помощь в дальнейшем оформлении документов на счет сторонней компании, что предусмотрено, кстати, в тендерной документации ведомства. После того, как заявка подана, остается ждать. Как правило, чтобы принять решение, какое из предприятий более достойно шить кителя, фуражки и портянки, чиновникам требуется дней 20, но иногда приходится ждать и дольше. Швейники в один голос утверждают, что в каждом тендере чуть ли не половина участников - это компании-посредники, при рассмотрении предложений которых зачастую не учитывается история предприятия, не проводится анализ предложенной им себестоимости. В итоге ведомство может столкнуться со срывом поставок таким победителем. "Ситуация крайне неоднозначна, - замечает директор "Компании ДиСи" Константин Нильга. - С одной стороны, все хотят получать крупные заказы, а с другой, в нынешней ситуации с бюджетом оплата за них поступает крайне плохо, т.е. выиграть тендер и сделать отгрузку - еще не значит получить за это деньги. Практика предоплаты сейчас отменена вообще, оплата же за уже поставленные партии поступает несвоевременно. Так, МЧС только недавно "закрыло" нам прошлогодние долги, а хуже всего обстоят дела с оплатой заказов Министерства обороны". "Оплата за форму не просто плохо поступает - ее может вообще не быть, - дополняет Николай Гордиенко, директор компании "Мастер-7". - В свое время из-за хронических неплатежей обанкротились несколько крупных предприятий. Поэтому компании, выпускающие продукцию хорошего качества, предпочитают перепрофилироваться, уходить из сегмента форменной одежды для бюджетных структур. Так, если раньше наша компания работала исключительно на силовые структуры, то сейчас мы начали больше развивать гражданский сегмент. Теперь форменная одежда для силовиков занимает только 60% в общей структуре наших заказов".
|