Российскими учеными придумано более совершенное и мобильное устройство для обнаружения повреждений изоляции на контактной сети, которое может быть использовано на железнодорожном электрифицированном транспорте, а также на воздушных линиях электропередачи.
Для обнаружения мест повреждения изоляции обычно используют устройства для фиксации частичных разрядов, так как частичные разряды являются признаком нарушения изоляции. Такие приборы точны и регистрируют частичные разряды по их высокочастотному радиоизлучению. Но на практике они не применяются из-за необходимости использовать электронно-лучевые осциллографы и из-за сложности обработки визуальной информации. А во время движения данный метод вообще не применим.
А устройства для обнаружения места возникновения частичных разрядов, которые применяют на практике, и которые основаны на использовании акустических методов, когда используются микрофоны или датчики и геометрическая триангуляция для определения места возникновения частичного разряда, также ограничены рядом недостатков. К ним относятся: трудность отстройки от акустических помех, вызванных движущимся транспортным средством, особенно при движении по рельсам; необходимость использования нескольких микрофонов или датчиков; невозможность использования указанных способов и устройств для отыскания источников частичных разрядов из движущегося транспортного средства, т. к. микрофоны и датчики трудно и опасно устанавливать во время движения на проверяемые изоляторы, находящиеся под опасным электрическим напряжением.
Предложенное группой исследователей: Мрыхиным С.Д., Мрыхиным Д.С., Перетокиным Б.П. и Фигурновым Е.П. устройство избавлено от всех указанных недостатков.
Принцип его работы состоит в том, что на транспортном средстве устанавливают параболическое зеркало с акустическим приемником, преобразующим акустические колебания в электрические. Повреждение изолятора фиксируют там, где средняя длительность заданного числа пачек импульсов не выходит за пределы установленных границ, как и средняя длительность паузы между этими пачками, тоже не должна выходить за эти пределы установленных и должно фиксироваться наличие опоры с контролируемыми изоляторами.
Прибор содержит отметчик опор, формирователь прямоугольных импульсов длительностью, равной длительности пачки импульсов частичных разрядов, определитель среднего значения длительности импульса, определитель среднего значения длительности паузы между импульсами, схему совпадения и регистратор сигналов.
Преимуществом данной технологии является возможность отстроиться от разного рода высокочастотных и низкочастотных помех от самых разнообразных источников и зафиксировать только частичные разряды поврежденного изолятора, повысив тем самым точность определения опор с дефектными изоляторами при движении транспортного средства с высокой скоростью. Это оказывается возможным, поскольку такие разряды следуют регулярно с периодичностью, определяемой частотой сети, хотя амплитуда, частота и длительность этих разрядов может быть различной.
То есть за очень малое время и с высокой точностью можно обнаружить повреждение на линии. Это экономит ресурсы и повышает производительность труда.
Информация для контакта:
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 217, кв.7, С.Д. Мрыхину
|