Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ИМПОРТ РУДЫ РАЗДУМАЛИ КВОТИРОВАТЬ? `УКРРУДПРОМ (УКРАИНА)`

На последнем совещании балансовой комиссии горно-металлургического комплекса, состоявшемся 14 сентября в Днепропетровске, заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко заявил, что его ведомство может не поддержать предложение Ассоциации "Укррудпром" о введении режима квотирования в отношении импорта железорудного сырья (ЖРС).
Как известно, предложение о квотировании импорта "гуляет" по кабминовским кабинетам, однако последнее слово на предложение "Укррудпрома" еще не сказано. Смена же настроений в Минпромполитики связана с целым рядом факторов. По некоторым данным, российские меткомбинаты, считающие, что их ГОКи работают с украинскими металлургами в ущерб российским, затеяли повышение тарифа на экспортные перевозки ЖРС по территории РФ. Кроме того, украинские производители руды, желающие ограничить своих российских коллег, могут нарваться на ответные меры. Сергей Грищенко прогнозирует, что может быть ограничена экспортная программа Полтавского ГОКа, поставляющего окатышы Магнитогорскому меткомбинату.
В общем, чтобы не нагнетать ситуацию на рынке, координаторы отрасли в очередной раз посоветовали металлургам дружить с отечественными производителями ЖРС. Тем более что некоторые из них - Южный и Полтавский ГОКи - практически выпали из внутреннего рынка и не учитываются при составлении баланса. По мнению гендиректора производственно-хозяйственного объединения ПХО "Металлургпром" Василия Харахулаха, установившаяся тенденция увеличения спроса на рынке металлургической продукции и темпы, с которыми металлурги наращивают закупки ЖРС, приведут к тому, что к ноябрю на внутреннем рынке может возникнуть дефицит, который окажется непреодолимым без вовлечения в баланс агломерата ЮГОКа. Балансом 2005 года было предусмотрено, что продукцию этого комбината в объеме около 190 тыс. тонн ежемесячно будет приобретать ДМК им Дзержинского. Однако конфликт между собственниками этих предприятий (ПриватБанк и ИСД), похоже, разрешить никак не удается.
Непонимание между производителем и потребителем агломерата усугубилось летом во время сезонного кризиса, когда ЮГОК вынужден был снижать производство и переориентироваться на экспорт. По словам замдиректора Ассоциации "Укррудпром" Юрия Путри, за 13 дней сентября ЮГОК не отгрузил на внутренний рынок ни тонны агломерата, но экспортировал 170 тыс. тонн. Как возвращать ЮГОК на внутренний рынок не знает никто, а обойтись без него сложно. Как заявил Юрий Путря, практика установления непрозрачных отношений между предприятиями ГМК результатов отрасли не даст. Должна быть ясность, кто с кем и как будет работать в течение года, и не должно быть ежемесячного изменения направлений поставок. По итогам восьми месяцев нынешнего года рударями произведено 10,1 млн. тонн руды подземной добычи ("плюс" 170 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2004 года), 15,8 млн. тонн товарного концентрата ("плюс" 490 тыс. тонн), 11,8 млн. тонн окатышей ("плюс" 920 тыс. тонн).
За этот период ЮГОК уменьшил производство агломерата на 58 тыс. тонн. В августе, по сравнению с июлем, металлурги нарастили среднесуточное производство чугуна - на 7,4 тыс. тонн, стали - на 6 тыс. тонн. Однако в сравнении с программой прошлого года, производство находится на уровне 97% по чугуну и стали, и на 98% - по прокату.
Среди опасностей, которые подстерегают металлургов и могут не позволить им выполнить годовые планы, помимо дефицита ЖРС, называют и "призрак" транспортного кризиса. С 15 сентября парк окатышевозов "Укрспецвагона", который ранее экспедировало ЗАО "Укрметаллургтранс" (Днепропетровск) будет экспедировать "Укрзалiзниця". Гендиректор "Укрметаллургтранса" Владислав Гончаренко назвал это решение железнодорожников безответственным и спрогнозировал кризис перевозок в самое ближайшее время. При этом он предложил меткомбинатам направить ему заявки, чтобы "Укрметаллургтранс" расписал железным дорогам адресаты и объемы поставок. Впрочем, никто не сомневается, что в условиях вагонного дефицита, когда простой вагонов определяется считанными часами, "Укрзалiзниця" эту работу провалит. Не совсем довольны в "Металлургпроме" и ситуацией на рынке лома, признавая, что металлургам надо бы активней делать запасы - пока лом не подорожал. При этом меткомбинаты, по-видимому, уповают на законопроект Сергея Матвиенкова, который предполагает отмену НДС на всех стадиях операций работы с ломом. Если он пройдет горнило Верховной Рады, у экспортеров лома отомрет мотивация ожидать возмещения НДС. Металлоломщики же внимательно следят за переговорами о вступлении Украины в ВТО, на которых американская делегация настаивает, чтобы Украина отказалась от запрета на экспорт цветных ломов и временно ввела пошлину, а пошлину на вывоз лома черных металлов поэтапно снижала до 5 евро, или до 5% от стоимости товара в течение ближайших пяти лет. Вплоть до полной ее отмены.

Горное дело и полезные ископаемые