Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ПОЛПРЕДСТВО НАШЛО ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ НА МЕГАПРОЕКТ.

С мертвой точки, наконец-то, сдвинулся проект века "Урал Промышленный - Урал Полярный", в который московские чиновники напрочь отказывались верить. Более того, как заявил сегодня на совещании в Тюмени зам уральского полпреда Виктор Басаргин, разработчики проекта уже завершили первый этап его реализации. Но самое главное - лоббистам УрФО удалось добиться выделения под проект первых денег из федерального бюджета. Так что в двухдневный вояж на Ямал и в Югру господин Басаргин повез первых инвесторов с большим оптимизмом. Подробности - в материале "УралПолит.Ru".
Сегодня заместитель уральского полпреда Виктор Басаргин собрал в Тюмени рабочую группу, занимающуюся разработкой проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", презентованного в Челябинске в мае этого года на совещании с участием президента РФ Владимира Путина. С тех пор в УрФО прошло немало мероприятий, посвященных теме реализации этой программы. В частности, эти вопросы обсуждались на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в УрФО, которое прошло 10 августа. Результаты по выполнению принятых решений на этом совете и слушались сегодня в Тюмени.
Напомним, что основными заинтересованными сторонами в проекте "Урал Промышленный" являются Ямал, Югра, Тюменская, Свердловская и Челябинская области. В этом году эти регионы вместе с Пермской областью и республикой Коми подписали соглашение "О сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры". Роль Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в мегапроекте заключается в разработке месторождений Полярного и Приполярного Урала и участии в продолжении создания транспортного коридора, соединяющего северные ресурсные территории УрФО с промышленными регионами на Среднем и Южном Урале. В частности, вдоль восточного склона Уральских гор, от Ивделя (Свердловская область) до Лабытнанги (ЯНАО), планируется построить железную и автомобильную дорогу. Ее протяженность составит около 300 километров.
Как известно, в Югре и на Ямале сосредоточены огромные запасы не только углеводородного сырья, но и различных твердых полезных ископаемых. Прежде всего, это относится к рудам чёрных, цветных, благородных и редких металлов, а также к неметаллическим полезным ископаемым, среди которых особо выделяются: жильный кварц и горный хрусталь, бурые и каменные угли, бентонитовые и каолиновые глины, строительные материалы и ряд других полезных ископаемых. В равнинной части ХМАО установлены россыпные проявления титана, циркония, а также месторождения кварцевых песков, диатомитов и прочих видов полезных ископаемых.
Прогнозные ресурсы залежей угля на Приполярном и Полярном Урале оцениваются в 21 млрд. тонн, запасов нефти и конденсата - в 38 млрд. тонн, природного газа - в 43 трлн. кубометров, железных руд - в 3,9 млрд. тонн, бокситов - в 21,5 млн. тонн, золота - в 1041 тонну, марганцевых руд - в 47 млн. тонн, хромовых руд - 240 млн. тонн, меди и цинка - в 16,2 млн. тонн. По данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 200 млрд. долларов. По оценкам специалистов, этих ресурсов хватит не на один десяток лет.
Появление же транспортного коридора позволит в короткие сроки и в нужном объеме доставлять высококачественное сырье на крупные промышленные предприятия Челябинска, Свердловска, Перми, которые сегодня вынуждены закупать его по высоким ценам за границей или из удаленных регионов России. А на Приполярном и Полярном Урале будут созданы новые предприятия, которые по современным, экологически безопасным технологиям будут разрабатывать новые месторождения. Общий грузопоток, по транспортному коридору в южном направлении, согласно технико-экономическим расчетам, составит в среднем 20 млн. тонн ежегодно. Кроме того, формирование транспортного коридора, наряду с решением главной задачи, позволяет вовлечь в хозяйственный оборот и ряд других важнейших ресурсов. К примеру, лишь Югра обладает запасами древесины на корню в объеме более 3,2 млрд. кубометров. Специалисты уверены, что проект освоения новой территории окупится через 4-5 лет, через 15 лет он начнет приносить сверхприбыль.
Все эти подробности были озвучены представителями полпредства и северными губернаторами в Челябинске. Более того, были названы и конкретные шаги по реализации программы, которые делятся на три этапа: первое - интенсификация геологоразведочных работ для увеличения объемов и диапазона поставленных на баланс месторождений, второе - подготовка технико-экономического обоснования проекта, третье - начало строительства транспортной инфраструктуры, предусмотренной проектом. Вместе с тем, в уральском полпредстве выдвинули ряд условий, без которых промышленный проект не заработает: участие государства в проекте, устойчивые правила игры на рынке в виде стабильности в законодательной сфере страны, а также обеспечение гарантий прав собственности, прозрачности, открытости бизнеса.
Однако, на том же майском совещании, инициативы уральцев встретили немалую долю скепсиса федеральных чиновников, которые назвали программу не проработанной с точки зрения инвестиций. Грубо говоря, федеральный центр не вполне устраивает ситуация, в которой ему придется тратить не один миллиард. Ведь, к примеру, только на территории ХМАО в развитие Приполярного Урала понадобятся инвестиции в 1,5 млрд. долларов, в том числе в горнопромышленный комплекс - 500 млн. долларов, в создание транспортной сети - 1 млрд. долларов. Федеральных чиновников даже не впечатлили прогнозы идеологов проекта, по словам которых в качестве инвестиционной отдачи минерально-сырьевой комплекс горного Урала при вложении в него 1,5 млрд. долларов в течение 12 лет способен обеспечить выпуск товарной продукции на сумму порядка 350-400 млн. долларов в год, а за полный период сумма увеличивается до 4,8 млрд. долларов.
Не было единения и в рядах самих уральцев. Если, к примеру, руководство южноуральского ММК с самого начало поддержало проект (по словам председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова, он готов вкладывать в сырьевые месторождения Полярного и Приполярного Урала от 1 до 2 млрд. долларов, поскольку только транспортировка железной руды на Южный Урал с Кольского полуострова обходится его компании в 700 млн. долларов), то свердловский крупный промышленный бизнес особой активности не проявил. В самих регионах также не стали спешить с выделением средств. Так, в июне правительство ХМАО не стало выделять 250 млн. рублей на строительство железной дороги Ивдель - Лабытнанги и проведение комплекса исследовательских работ для выявления перспективных месторождений рудных полезных ископаемых, алмазов, нефти и газа. Заместитель главы правительства ХМАО Вера Дюдина не согласилась с представленным проектом, заявив, что четкого обоснования запрашиваемой суммы не представлено.
Глядя на такие темпы подготовки проекта, а также апеллируя к позиции федеральных чиновников, скептики стали именовать "Урал Промышленный" не иначе как "мертворожденный проект". Однако, как выяснилось на сегодняшнем заседании рабочей группы в Тюмени, ставить крест на программе не стоит. По словам заместителя полпреда в УрФО Виктора Басаргина, курирующего "Урал Промышленный - Урал Полярный", уральские специалисты и эксперты закончили теоретическую работу над первой частью программы, связанной с более детальным изучением запасов ямальских и югорских месторождений твердых ископаемых, а федеральный центр выделил на эти цели 1,5 млрд. рублей. Кроме того, на программы по дополнительной геологоразведке в 2006 году из региональных бюджетов Ямала, Югры и Тюменской области будет выделено 350 млн. рублей. Уже к 20 сентября специалисты УрФО представят в Министерство природных ресурсов всю необходимую документацию по изучению ямальских и югорских недр и, в частности, разведке месторождений твердых полезных ископаемых, которые станут сырьевой базой для реализации проекта. Более того, эксперты рабочей группы определились с началом строительства железнодорожной ветки - в 2007 году. Финансирование его, по словам Басаргина, будет проходить в рамках программы "Сотрудничество", предусмотренной соглашением, подписанным губернаторами ЯНАО, ХМАО и Тюменской области летом 2004 года.
Что касается конкретных инвесторов, то здесь также наметились подвижки. Так, уже завтра Виктор Басаргин вместе с Виктором Рашниковым отправятся с двухдневной поездкой в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Кроме того, как известно, свою поддержку проекту "Урал Промышленный" высказали руководители Российских железных дорог, Ямальской железной дороги, энергетики в лице компаний "Курганэнерго" и "Челябэнерго", а также иностранные инвесторы в лице участников японской Ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой ROTOBO. Как сообщили в полпредстве, иностранцам по их просьбе направлен пакет документов, касающийся проекта.

Горное дело и полезные ископаемые