Телевидение обычно критикуется как фактор негативного влияния на детей. Но при этом упускается важный факт того, что некоторые телевизионные программы могут способствовать детскому интеллектуальному развитию.
"Широкое осуждение телевидения общественностью происходит с игнорированием очевидного факта, что телевидение содержит огромную разновидность форм и содержания", говорит автор Алиса C. Хастон, доктор философии, Отделения Экологии Человека в Университете Штата Техас в Остине. Ее исследование доказывает, что умственное развитие зависит от программного содержания и жанра телевизионных передач.
В исследовании, результаты которого опубликованы в выпуске журнала ?Развитие Ребенка? за сентябрь/октябрь, Хастон и ее коллеги анализировали телевизионные привычки детей в возрасте от 2 до 7 лет в течение трехлетнего периода. Периодический контроль детей проводился по оценке их математических способностей, разговорной речи и логического мышления, в сравнении с общими стандартами подготовки маленьких детей к школе.
Исследователи сосредоточились на семьях со средними доходами. Это было сделано по причинам того, что в таких семьях имеется тенденция частого просмотра телевизора, и поэтому им больше, чем детям в других семьях удавалось смотреть образовательные программы.
Очень маленькие дети, которые тратили несколько часов в неделю на просмотр детских образовательных программ, имели более высокие экзаменационные отметки через 3 года после того, как пошли в школу, чем те дети, которые эти программы по большей части не смотрели. Также оказалось, что дети, которые по многу часов смотрели развлекательные программы и мультфильмы, имели более низкие экзаменационные отметки через 3 года в школе, чем те которые смотрели таких телепрограмм меньше.
Поскольку в среднем, ребенок смотрел телевизор таким образом, что у него только от 1 до 3 часов еженедельно уходило на детские образовательные программы, от 10 до 16 часов на программы для общей аудитории (новости, кинофильмы) и от 5 до 8 часов на мультфильмы, исследователи не смогли оценить, влияет ли многочасовой просмотр образовательных программ на психику ребенка также, как и другие телепрограммы или нет.
Положительные эффекты влияния образовательных программ на умственное развитие детей были самые сильные среди группы в возрасте 2 - 3 лет, когда у человека усиленно формируется речь и знания языка. Хорошие детские образовательные программы могут положить основу для последующего успешного развития интеллектуальных способностей у очень маленьких детей, поскольку дети в этом возрасте более чутко воспринимают и осваивают тот поток информации, что идет к ним ото всюду. В более старшем возрасте эта восприимчивость снижается и потому устойчивые привычки к просмотру тех или иных телевизионных программ у детей важно сформировать в первые 2-3 года его жизни.
Однако не нужно забывать о том, что в таком возрасте детям в отличии от взрослых, смотреть телевизор вообще много не рекомендуется, поскольку он, как прибор, излучающий вредные поля и радиацию, все же отрицательно сказывается на физическом здоровье, особенно у малышей.
|