Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
ПАРУСНЫЙ КАТАМАРАН КИТ
Опубликовано 25.01.2004 г.
Идея плавания под парусами по озеру Балхаш возникла у нас давно. Мы живем в городе Фрунзе - в 320км от озера, часто отдыхаем на его берегах и убеждены, что это - одно из чудеснейших озер нашей страны. Размеры его - длина 605 км и ширина от 10 до 50км - дают возможность проводить и парусные гонки, и дальние спортивные плавания. Мало заселенные берега, отличные пляжи, обилие рыбы и дичи делают походы по озеру особенно привлекательными для горожан.

Подходящего готового судна найти не удалось, тогда решили строить его собственными силами. Нашим требованиям наилучшим образом отвечал парусно-моторный катамаран, который можно было бы доставлять на озеро на автомобиле. Поэтому в основу проекта была положена идея разборной конструкции с жилыми помещениями в корпусах, достаточно хорошо отработанная на серии катамаранов, выпускаемых в Латвии рыбколхозом `Царникава`. В нашем проекте каждому из четырех постоянных членов экипажа сразу же предназначалась отдельная каюта.

Привожу эскизы построенного нами катамарана `Кит`. Характерные черты его проекта - значительная общая ширина, клиновидные шпангоуты, большой вертикальный клиренс моста.

Сборка корпусов производилась `килем вверх`. Шпангоуты собирали из реек 30х40, кроме шп.? 6 (в районе крепления поперечной балки мостика), который был усилен до сечения 50х80. Продольный набор каждого корпуса состоит из 7 стрингеров 20х50мм. Кили выклеивались из трех сосновых реек 20х40. Чтобы иметь возможность безбоязненно вытаскивать судно на берег, при отделке яхты оковали кили стальными полосами 4х40, которые в оконечностях переходят в путенсы фор- и ахтерштагов (эти же полосы заодно решают и проблему грозозащиты). Обшили корпуса фанерой ФСФ толщиной 6мм. К набору обшивку крепили на клею с запрессовкой шурупами 3х22. Изнутри корпуса покрыли горячей олифой, снаружи - оклеили слоем стеклоткани и окрасили автомобильной эмалью с последующим покрытием паркетным лаком. Этим же лаком был покрыт рангоут и поперечные балки (главная - сечением 6х140, носовая и кормовая - по 50х100). Концы балок входят в стальные сварные коробки, установленные на шп.? 1, 6 и 12. Балки воспринимают только сжимающие усилия, так как на растяжение работают стяжки из стальной 8-миллиметровой проволоки.

Съемный мостик представляет собой раму, собранную из восьми поперечных (40х70) и продольных (25х50) реек и зашитую фанерой. Мостик при сборке ложится краями на продольные дюралевые угольники 40х40х4, закрепленные к бортам корпусов, и крепится к ним винтами.

По окончании пробной сборки катамаран был разобран и при помощи автокрана погружен на полуприцеп. Из опыта транспортировки построенного нами ранее катамарана `Бумеранг` мы уже знали, что никакие веревки не способны надежно удержать яхту во время перевозки по горным неасфальтированным дорогам. Поэтому теперь мы применили скрутки из 8-миллиметровой проволоки (и все же в пути пришлось останавливаться и подтягивать крепления!). На месте катамаран был сгружен вручную усилиями семи человек. Сборка его заняла несколько часов. После этого осталось преодолеть около 60м каменистого берега, отделявшего место сборки от `большой` воды. И вот наступил торжественный момент - катамаран оказался на плаву.

Ходовые испытания катамарана были проведены в заливе Чимпек. Сначала поворот оверштаг удавался не всегда, но потом мы научились это делать, придерживая стаксель на наветренном борту при переходе линии ветра. При ветре в шесть баллов катамаран развивал скорость порядка 25км/ч, благо в заливе ветер не мог развести большую волну. Наветренный корпус ни разу не выходил из воды. Даже на попутных курсах судно не рыскало и не раскачивалось. Большой вертикальный клиренс около 70см и расположение моста в корму от миделя яхты способствовали тому, что сильных ударов волн в мост не было.

Подготовка к задуманному нами первому походу велась параллельно со строительством и потому оказалась недостаточно тщательной. В результате намеченная программа плавания выполнена не была, однако и путешествие по пройденному нами маршруту принесло полное удовлетворение. Было пройдено около 400 км, из них не более 6км - под `Москвой` (наш старый мотор сломался, а чинить его не было ни желания, ни особой надобности). За пятнадцать суток похода едва ли можно было набрать десять часов штиля, зато `Кит` дважды прошел испытание штормами.

Всем нам запомнился один переход. Дул резкий порывистый ветер - временами до 9 баллов. Волны высотой около 2м несли на себе белые пенные гребни. Мы под одним стакселем шли довольно широким проливом между грядой островов и скалистым наветренным берегом. Катамаран вел себя хорошо: волны мягко проходили под килями, резких ударов по корпусам не было. С помощью нашей карты мы так и не смогли найти вход в бухту рыбацкого поселка Мынарал. Пришлось влетать в нее по очень мелкому проходу между скалами, цепляя рулями по камням. Весь этот 28-километровый переход занял два часа, хотя грот мы так и не ставили.

Яхты Предприятия отрасли
Переход по страницам:  1 2 Еще»