Уходит в историю 2010 год. О том, что строительная отрасль выходит из кризиса, говорят сейчас достаточно часто. Но интересно, как оценивают это оживление с точки зрения искусства архитектуры многие известные в этой отрасли люди?
В наши дни основная масса жителей не особо присматривается к формам своих многоэтажек. Людей больше интересует развитая инфраструктура, магазины, остановки общественного транспорта, гаражи или стоянки, где надежно могут стоять их fiat bravo или Ауди. Но у архитектуры кроме целесообразности, есть и другое качество и назначение - красота. Многие известные московские архитекторы оценивают ушедший год положительно во многих проектах. Это:
здание Дэвида Аджайе для бизнес-школы Сколоково;
здание Юрия Григоряна на месте Центрального Рынка;
жилой комплекс на Остоженке от бюро "Сергей Киселев и Партнеры".
Также позитивно оцениваются успехи "Архнадзора" и деятельность школы на "Стрелке". Однако они также единодушно говорят о том, что все больше увеличивается пропасть между самой архитектурой и обществом, изолированность от общественных дискуссий. О необходимости сохранения архитектурного наследия говорят не только архитекторы.
Одно из главных событий прошлого года - это отставка мэра Лужкова, который определял основные направления градостроительства. Благодаря деятельности общественных организаций отменили строительство депозитария на Боровицкой площади, прекратили застройку Хитровки и небоскреба "Охта-центр" в Санкт-Петербурге. Также считают, что принятие нынешнего Генплана реконструкции города провальное, даже имеющийся проект 1973 года был гораздо серьезнее и научно проработанным.
Пока архитекторы спорят, жизнь в городе идет своим чередом. Мчат по широким магистралям Мазды и kia picanto, толпятся в супермаркетах покупатели, горят призывными огнями тысячи реклам. Москва с каждым годом теряет свое старинное очарование. Новый мэр столицы сейчас предлагает архитекторам задуматься о жилой застройке центра, а большинство офисов перенести на окраины. Но пока это только идеи, а историческое архитектурное наследие столицы приходится отчаянно защищать.
Многие архитекторы считают, что 2010 год был тяжелым, но при этом большинство архитектурных бюро и мастерских удалось сохранить. А возобновившиеся дискуссии общественных организаций говорят о том, что интерес к архитектуре, как к искусству, все же постепенно растет.