Technics & Technology
RIN.ru - Russian Information Network
 
`ЧИРОК`
Опубликовано 25.01.2004 г.

Легкий многоцелевой самолет-амфибия внеаэродромного базирования `Чирок`



МОДИФИКАЦИИ. При установке на борту соответствующего специализированного оборудования самолет может эффективно использоваться в сельском хозяйстве, геологоразведке, при решении задач контроля природной среды.



РАЗМЕРЫ.

  • Длина самолета 5,75 м;
  • Высота самолета 2,25 м;
  • Размах крыла 10 м.



    ЧИСЛО МЕСТ. Число мест 1 + 2 ( экипаж + пассажиры ).



    ДВИГАТЕЛИ.
    `Чирок` оснащен двумя двигателями Rotax-582UL мощностью по 64,4 л.с. Расход топлива 10 л/100 км. На предприятии были проведены исследования по установке `и других двигателей`. В частности, рассматривался вариант установки ТВД-37 мощностью 60 л.с., разрабатываемого научно-технической производственной компанией `Турбо-М` (г. Калуга). Тем не менее, маршевый двигатель Rotax-582 может быть заменен на двигатель ХМ-500 разработки питерской фирмы `Аэро-мотор`. Двигатель прошел 20-часовые стендовые испытания в ЦИАМе и показал мощность 75 л.с., к тому же новый двигатель легче чем Rotax.



    МАССЫ И НАГРУЗКИ.

  • Максимальная взлетная масса 700 кг;
  • Нормальная взлетная масса 640 кг;
  • Максимальная коммерческая нагрузка 210 кг;
  • Масса пустого самолета 370 кг.



    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Крейсерская скорость 200 км/ч;
  • Дальность полета :

    - при максимальной коммерческой нагрузке 400 км;

    - перегоночная 2000 км;
  • Длина разбега 70 м;
  • Посадочная скорость 70 км.



    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Цельнокомпозиционная конструкция самолета отработана совместно с НПО `Технология` - ведущим российским предприятием в области разработки композитов.

    Основное шасси самолета - воздушная подушка с надувным баллонным ограждением и струйно-щелевым уплотнением. Ограждение воздушной подушки выполнено в виде мембраны из двумернорастяжимого эластомерного композиционного материала в форме вытянутого в направлении полета кольца.
    Вспомогательное шасси имеет переднюю стойку с колесом (пневматик 300 х 125 мм) и моноласту из КМ с переменной жесткостью, снабженную сменными тормозными башмаками. Выпуск и уборка колеса и моноласта осуществляется вручную.



    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. По состоянию на середину ноября 1999 года, по словам представителя ЛИИ, для реализации проекта предусматривается создание СП с привлечением внешних инвестиций в размере $5,75 млн для доработки документации и организации серийного производства самолета на существующих производственных мощностях одного из самолетостроительных заводов РФ. Для выхода на зарубежный рынок ГНЦ рассчитывает на содействие инвестора. Возможно компенсационное соглашение и кооперативное производство. Рынок машин данного типа, по оценке ВО `Авиаэкспорт` и английской фирмы IT Power Ltd., составляет 900 самолетов до 2005 года и 1910 самолетов до 2010 года при цене $150 тыс за самолет.

    Однако в середине декабря 1999 года руководство фирмы-разработчика самолета `Чирок` ( ОКБ `Пегас`) опровергло все сведения о создании СП, сообщив, что предложения разработчику о создании совместного предприятия по выпуску самолетов `Чирок` действительно были, но никаких решений принято не было.

    Потребность России в самолетах типа `Чирок` весьма велика и исчисляется многими сотнями самолетов. Например, только Госкомсевер РФ ранее определил потребность в самолетах `Чирок` в 400 экземпляров.

    Местоположение предприятия по серийному производству самолета `Чирок` не выбрано - авиазаводы сейчас не интересуются новыми машинами такого класса. Возможна организация постройки самолетов на АРЗ. Одно время опытный образец самолета планировалось построить на производственных площадях ЛИИ им. М.М. Громова.



    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Легкий многоцелевой самолет-амфибия внеаэродромного базирования `Чирок` с интегрированным комплексом бортового оборудования `Лилия` имеет целью создание и ввод в эксплуатацию транспортного средства нового типа - самолета внеаэродромного базирования, способного эксплуатироваться с естественных водных и грунтовых площадок ограниченных размеров (не более 20х20 м) с любой плотностью опорной поверхности и значительными (до 300 мм высотой) неровностями в виде кочек, канав, пней, топляка и прочее. Такие возможности в совокупности с хорошими летно-техническими характеристиками, на уровне лучших современных сухопутных самолетов, делают `Чирок` весьма перспективным летательным аппаратом.

    Трехместный самолет-амфибия `Чирок`, способный перевозить более 200 кг коммерческих грузов на дальность до 2000 км при расходе бензина в пределах 10 литров на 100 км пути.
    Самолет отличает высокая весовая отдача конструкции и топливная эффективность.



    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ `Пегас` совместно с государственным научным центром (ГНЦ) `Летно-исследовательский институт имени Громова`.

  • Самолеты-Амфибии Предприятия отрасли